We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Startup Lab

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина является курсом по выбору для студентов образовательной программы «Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации», интересующихся предпринимательством как на уровне малых венчурных предприятий, так и в крупных корпорациях. Студенты курса смогут отработать различные процессы создания предпринимательского проекта от генерирации идей, поиска предпринимательских возможностей в бизнес-среде, создания бизнес-модели проекта, разработки гипотез, тестирования прототипа продукта. В ходе дисциплины будет отрабатываться комплекс различных методологий, необходимых при запуске нового предпринимательского проекта.Основные задачи освоения дисциплины:1) Освоить подход Lean Startup и закрепить на практике методы поиска бизнес-идей и тестирования бизнес-гипотез.2) Освоить практику разработки и тестирования ценностного предложения и бизнес-модели проекта.3) Знать основные подходы к созданию MVP и тестированию продуктовые гипотезы.4) Освоить подходы к оценке стартап-проектов и привлечению ресурсов в стартап-проекты.5) Уметь видеть тренды развития стартап-проектов и выбирать инструменты для реализации проекта в бизнес-окружении.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоить на практике этапы разработки и развития стартап-проектов.
  • Уметь управлять процессом генерации идей новых продуктов и услуг, а также уметь выявлять и оценивать тренды и бизнес-возможности для создания новых проектов.
  • Знать и владеть инструментами и методами прогнозирования финансовой эффективности стартап-проекта, понимать источники привлечения ресурсов в проект и методы организации взаимодействия с партнерами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет рассчитывать ключевые финансовые показатели предпринимательского проекта
  • В результате изучения данного раздела вы научитесь - Демонстрировать навыки творческого решения проблем для определения, структурирования и решения реальных проблем управления операциями. - Уметь разрабатывать бизнес-модель предпринимательского проекта
  • В результате изучения данного раздела вы научитесь - Использовать и применять проверенный структурированный метод генерирования и реализации идей.
  • В результате изучения данного раздела вы научитесь - Применять творческий подход к широкому кругу вопросов стратегического управления.
  • В результате изучения данного раздела вы научитесь - Управлять процессом генерирования нескончаемого потока творческих идей
  • Владеет инструментами, необходимыми для выявление клиентов, а также для проведения маркетинговых исследований
  • Знает как оценить подтверждают ли клиенты бизнес-гипотезу, состоящую из возможности и потенциального решения проблемы потребителя
  • Знать основы успешных подходов к продаже инновационных идей
  • Может оценить конкурентный ландшафт, емкость рынка (TAM,SOM,SAM), а также разработать вероятные стратегии выхода на рынок
  • Уметь выявлять ключевые ресурсы проекта, а также формулировать устойчивые конкурентные преимущества проекта, знать источники привлечения финансирования в предпринимательский проект
  • Уметь определять основные этапы и требования для оценки потенциала инновационной идеи как основы бизнес проекта.
  • Уметь применять инструменты тестирования бизнес-модели
  • Уметь трансформировать идеи в реальные продукты, услуги и процессы путем подтверждения идеи и ее тестирования
  • Владеет инструментами customer discovery и разработки MVP
  • Знать наиболее распространенные метрики эффективности предпринимательского проекта, методы расчета unit-экономики. Уметь рассчитывать unit-экономику проекта.
  • Знать HADI-цикл. Знать методологию LEAN STARTUP. Уметь формулировать и проверять бизнес-гипотезы, проводить Customer Development. Уметь разрабатывать план действий по SMART. Уметь описывать бизнес-идеи и выявлять узкие места. Владеть навыками построения бизнес-модели. Уметь разрабатывать шаблон Lean Canvas. Уметь ставить гипотезы для блоков бизнес-модели, связанных с ценностью продукта: клиентские сегменты, проблема, решение, ценностное предложение. Знать, как осуществляется поиск рыночных ниш.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Разработка и тестирование бизнес-идеи проекта
  • Понятие и разработка MVP (минимального жизнеспособного продукта). Определение метрик и организация тестирования гипотез о продукте.
  • Привлечение ресурсов и оценка стартап-проекта. Экосистема для развития стартап-проекта.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Report
    Выбор темы и подготовка доклада с презентацией на семинаре. Позволяет получить повышенную оценку
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Посещение и активность на семинарах
    Посещение семинаров и активность - участие в дискуссиях, ответы
  • блокирующий Экзамен
  • неблокирующий Командный стартап-проект
    Разработка и презентация командного проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.15 * Report + 0.2 * Командный стартап-проект + 0.2 * Посещение и активность на семинарах + 0.1 * Тест + 0.35 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alpina - 17858 - И. Волков; Р.Фитцпатрик - Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут? - 9785961409222 - Альпина Паблишер - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/17858
  • Бизнес с нуля : метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес - модели, Рис, Э., 2023
  • Разработка ценностных предложений : как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг..., , 2018
  • Спиридонова, Е. А.  Создание стартапов : учебник для вузов / Е. А. Спиридонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 193 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14065-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467740 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Токарев, Б. Е. Маркетинг инновационно-технологических стартапов: от технологии до коммерческого результата : монография / Б.Е. Токарев. — Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2024. — 264 с. - ISBN 978-5-9776-0572-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2081679
  • Фитцпатрик, Р. Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут : практическое руководство / Р. Фитцпатрик. - Москва : Альпина Паблишер, 2017. - 155 с. - ISBN 978-5-9614-6177-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2136672

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 17872 - Д. Трановер; П.Тиль - От нуля к единице: Как создать стартап, который изменит будущее - 9785961451405 - Альпина Паблишер - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/17872
  • Alpina - 21805 - Д.Тома; Т.Вики; Э.Гонс - Корпоративный стартап: Как создать инновационную экосистему в крупной компании - 9785961440515 - Альпина Паблишер - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21805
  • Alpina - 22001 - И. Интеллект; Э.Романс - Настольная книга венчурного предпринимателя: Секреты лидеров стартапов - 9785961442335 - Альпина Паблишер - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/22001
  • Alpina - 25046 - (HBR) Коллектив авторов - Предпринимательство и стартапы - 9785961473178 - Альпина Паблишер - 2023 - https://hse.alpinadigital.ru/book/25046
  • Growth Hacking: как раскрутить стартап с нуля. - 978-5-9775-6610-0 - Смирнов В. А. - 2020 - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург - https://ibooks.ru/bookshelf/369883 - 369883 - iBOOKS
  • Scaling lean : mastering the key metrics for startup growth, Maurya, A., 2016
  • School for startups : the breakthrough course for guaranteeing small business success in 90 days or less, Beach, J., 2011
  • Startup Weekend : от идеи до компании за 54 часа, Нейджер, М., 2012
  • Предпринимательство и стартапы : практическое руководство / М. Андриссен, С. Бланк, Т. Батлер [и др.]. - Москва : Альпина Паблишер, 2023. - 156 с. - ISBN 978-5-9614-7479. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2138707
  • Рис, Э. Метод стартапа: Предпринимательские принципы управления для долгосрочного роста компании : практическое руководство / Э. Рис. - Москва : Альпина Паблишер, 2018. - 350 с. - ISBN 978-5-9614-0718-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2137165
  • Романс, Э. Повелители корпоративного венчурного капитала : Реальные истории корпоративных инвесторов. Как получить доступ к инновациям стартапов и как получить финансирование : практическое руководство / Э. Романс. - Москва : Альпина ПРО, 2022. - 269 с. - ISBN 978-5-907534-04-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1904822
  • Спиридонова, Е. А.  Создание стартапов : учебник для вузов / Е. А. Спиридонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 193 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14065-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496848 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Феодосиади Нина Владимировна