• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Media psychology

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Institute of Media
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 3 module

Instructor


Dzhura, Alexey

Программа дисциплины

Аннотация

Медиапсихология находится на стыке ряда научных дисциплин, а именно, психологии массовых коммуникаций, психологии журналистики, психологии развлечений, киберпсихологии, психосемантики, социальной психологии, педагогики, медиаменеджмента и др., и постепенно приобретает статус самостоятельной области научных знаний. Динамика развития медиатехнологий способствует трансформации традиционных для психологической науки сфер и вопросов для решения задач, связанных с изучением личности в контексте медиакультуры: когнитивная сфера (трансформация тактик познания в ситуации постоянного контакта с медиа, характер изменений паттернов восприятия внешнего мира в условиях его медиатизации, влияние медиа на эстетические, ценностные, этические ориентации личности, видоизменение мотивов и способов взаимодействия с медиатекстами, субмодальности восприятия последних и пр.), эмоциональная сфера (способы конструирования эмоционального опыта личности в медиасреде, копинг-стратегии личности в структуре практик взаимодействия с медиа, факторы обогащения или уплощения аффективной сферы личности в медиасреде, условия появления вирусных эмоциональных реакций, эмоциональное внушение и др.), бихевиоральная сфера (формирование специфических аддикций (номофобия, лудомания в онлайн-среде и игровая зависимость, зависимость от социальных медиа, думскроллинг и др.), особенности коммуникативного поведения, практики предъявления агрессии в медиа, особенности медиапотребления и пр.). Курс предполагает углубленный анализ существующих академических исследований в области медиапсихологии и призван расширить и специализировать полученные студентами в общем курсе “Психология” знания применительно к области их профессионального развития. Курс будет полезен специалистам в области медиакоммуникаций, медиаменеджмента, образования, а также психологам, желающим глубже освоить предметную область, которая находится в точке соприкосновения медиа и личности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать системное представление о проблематике медиапсихологических научных исследований
  • Освоить методологический аппарат психологических исследований медиасреды
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет медиапсихологические феномены и медиаэффекты
  • Оперирует понятиями медиапсихологии
  • Интерпретирует медиапсихологические проблемы и явления
  • Объясняет медиапсихологические проблемы и явления на основе материалов курса
  • Идентифицирует проявления изученных ранее классификаций, теорий и проблем в обсуждаемых примерах
  • Классифицирует и категоризирует медиапсихологические явления и феномены в медиапроизведениях
  • Приводит примеры обсуждаемых медиапсихологических проблем и явлений
  • Даёт оценку результатам работы других студентов
  • Доказывает точку зрения по отношению к обсуждаемой проблеме
  • Задаёт проблематизирующие вопросы по обсуждаемой проблеме / работе
  • Резюмирует обсуждение между студентами по той или иной теме
  • Иллюстрирует обсуждаемую медиапсихологическую проблему, явление или медиаэффект релевантными медиапроизведениями или отрывками медиапроизведений
  • Применяет аналитический аппарат курса для выбранных медиапроизведений
  • Доказывает точку зрения с помощью фактологического и концептуального материала курса
  • Пересказывает положения и концепты обсуждаемых текстов
  • Моделирует методологический аппарат обсуждаемых исследований
  • Представляет результаты командной или индивидуальной работы с соблюдением всех технических требований
  • Разъясняет сформулированные положения и выводы в ответах на вопросы
  • Указывает элементы, входящие в медиапсихологические концепции, теории и классификации
  • Устанавливает соответствие между названиями явлений и их содержанием
  • Идентифицирует те или иные эффекты восприятия по визуальному изображению
  • Оценивает корректность суждений о медиапсихологических проблемах или явлениях
  • Уделяет необходимое и достаточное время прочтению программного текста
  • Интерпретирует положения и концепты программного текста
  • Иллюстрирует положения и концепты программного текста
  • Задаёт вопросы, проблематизирующие положения и концепты программного текста
  • Доказывает точку зрения по отношению к положениям и концептам программного текста
  • Инициирует обсуждения комментариев других студентов, касающихся программного текста
  • Предлагает решения медиапсихологических проблем, ставимых в программном тексте
  • Даёт оценку положениям и концептам программного текста с учётом современных медиапсихологических представлений
  • Формулирует актуальную, корректную, перспективную тему медиапсихологического исследования
  • Формулирует ядро методологического аппарата медиапсихологического исследования – объект, предмет, цель, задачи
  • Обобщает результаты предыдущих исследований в избранной области
  • Выделяет лакуну в существующих исследованиях в избранной области для формирования исследовательской гипотезы
  • Формулирует корректную научную гипотезу в медиапсихологической плоскости исследований
  • Применяет концептуальные наработки исследований предшественников в избранной области для формирования дизайна собственного медиапсихологического исследования
  • Оценивает границы применимости психологических методов для исследования медиа
  • Выбирает релевантный метод для исследования медиасреды
  • Применяет медиапсихологические методы
  • Моделирует дизайн научного медиапсихологического исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Медиапсихология как научная дисциплина.
  • Психология медиапроизводства и медиапотребления
  • Медиаэффекты и психологические эффекты медиа
  • Методология и методы медиапсихологических исследований
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
    Элемент контроля предполагает учёт вклада студента (в виде вербальной активности, интеллектуальной деятельности) в проведение занятий. Оценивается только на семинарах, не распространяется на лекционные занятия. Видеоинструкция по ЭК: https://vkvideo.ru/video7336281_456239060?list=ln-fGxsISMDzDDYEuxu59
  • неблокирующий Практическое задание
    Групповое выступление по результатам выполнения домашнего либо аудиторного задания / индивидуальное выступление / выполнение письменного / устного задания преподавателя.
  • неблокирующий Тестирование
    Элемент контроля предполагает выполнение тестов, заранее сформированных в системе SmartLMS. Оценивание производится автоматически. ЭК проводится в Safe Exam Browser. Скачивание и установка браузера производится студентом самостоятельно. Тест предполагает наличие вопросов по лекционной и семинарской части курса и списку основной литературы. Видеоинструкция к ЭК: https://vkvideo.ru/video7336281_456239061?list=ln-oFOWAb3lRPp34Or7hG
  • неблокирующий Критическое чтение
    Элемент контроля повышенной сложности. Выполнение – факультативно, на усмотрение студента. Проводится в письменной форме. Выполняется в течение всего курса. Письменная рефлексия по прочитанному тексту в программе Perusall.com. Образ результата к данному ЭК – полное, добросовестное, глубокое и рефлексивное прочтение предложенного в рамках курса текста с фиксацией собственных суждений и умозаключений по нему с привлечением материалов курса и дополнительных сведений в формате комментариев. ЭК выполняется только в системе perusall.com: https://app.perusall.com/join/dzhura-bawrj Использование генеративных технологий для комментирования запрещено. Видеоинструкция к ЭК: https://vkvideo.ru/video7336281_456239059?list=ln-aWKz9wyFisZRRleUCn
  • неблокирующий Проект исследования
    Получение опыта подготовки проекта медиапсихологического академического исследования – центральная образовательная задача, которую решает дисциплина. Задание в рамках ЭК проводится в группе строго не менее 3 и не более 4 человек. Студенты проходят весь цикл исследования от поиска темы в рамках проблемной области медиапсихологии к формулированию элементов методологического аппарата до дизайна конкретной методики. Исследование носит научно-прикладной характер (метод применяется к конкретному фактическому материалу). Образ результата к данному ЭК – презентация проекта медиапсихологического исследования (само исследование проводить не нужно) с детальным описанием всех элементов методологического аппарата, обзором релевантной тематической и методологической литературы, дизайном конкретной совокупности методов для проверки сформулированных исследовательских гипотез. Под презентацией понимается визуальная презентация в формате pptx/pdf/key/etc. и командная защита результатов работы, представленные на последнем семинаре курса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.1 * Активность + 0.2 * Критическое чтение + 0.2 * Практическое задание + 0.3 * Проект исследования + 0.2 * Тестирование
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Медиапсихология : основные принципы, Винтерхофф - Шпурк, П., 2016
  • Основы воздействия СМИ, Брайант, Д., 2004
  • Психология жителей интернета, Кузнецова, Ю. М., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • The Oxford handbook of media psychology, , 2013
  • Всё сложно. Жизнь подростков в социальных сетях / пер. с англ. Ю. Каптуревского ; под науч. ред. А. Рябова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл. — (Библиотека журнала «Вопросы образования») - 978-5-7598-2200-4 - Бойд Дэна - 2021 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/372253 - 372253 - iBOOKS
  • Ефанов, А. А. Социальные последствия медиавоздействия : монография / А. А. Ефанов. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 272 с. — ISBN 978-5-9765-4230-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/143739 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Методы психосемантики : учеб. пособие для вузов, Серкин, В. П., 2004
  • Нескрябина, О. Ф. Социально-психологический анализ медиасферы : учебное пособие / О. Ф. Нескрябина. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2019. - 164 с. - ISBN 978-5-7638-4073-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1818918
  • Олешко, В. Ф.  Психология журналистики : учебник и практикум для вузов / В. Ф. Олешко. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 351 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00613-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489391 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Основы психосемантики, Петренко, В. Ф., 2005
  • Поколение I : почему поколение интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым - и абсолютно не готовым ко взрослой жизни и что это значит для всех остальных, Твенге, Дж. М., 2019
  • Психология журналистского творчества : учеб. пособие для вузов, Пронина, Е. Е., 2006
  • Психология телевизионной коммуникации : учеб. пособие для вузов, Матвеева, Л. В., 2002
  • Человек как субъект и объект медиапсихологии, Вартанова, Е. Л., 2011

Авторы

  • Джура Алексей Павлович
  • Панасенко Юлия Владимировна