• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Contemporary Research on Media Consumption

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of Sociology
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

В современном мире взаимодействие человека с информацией очень проблематизировано. Медиасреда с высоким выбором, с одной стороны предоставляет практически неограниченный доступ к разнообразному контенту, с другой – создает новые риски. Все чаще обсуждается проблема ложной и недостоверной информации, в частности фейковые новости и конспирология. Подчеркиваются риски изоляции людей от идеологически чуждых мнений (теория селективного влияния), в том числе в результате работы компьютерных алгоритмов (эхо камеры, пузыри фильтрации). Появляются исследования, акцентирующие внимание на избегании новостей, которое в отдельных странах уже охватывает более 40% населения, и одновременно с этим – на распространении болезненно-избыточного потребления информационного контента - думскроллинга. Подчеркиваются высокие риски возникновения информационной перегрузки и паралича аналитики. Обсуждается снижение доверия к новостям, распространение медиацинизма и медиаскептицизма. Исследованиям этих вопросов крайне свойственен нормативизм. В числе прочего, они утверждают, что подобные формы потребления информации угрожают демократии, ментальному и физическому здоровью людей, провоцируют деструктивное поведение. Кажется, что все, что раньше считалось нормой в потреблении новостей, разрушено. Но так ли это? Или в современном мире формируется новая норма взаимодействия с информацией? Как можно изучить и измерить наблюдаемые изменения в медиапотреблении? Поиску ответов на эти вопросы будет посвящен курс.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать основные направления современных исследований медиапотребления
  • Знать основные методологические подходы к изучению медиапотребления
  • Уметь ставить задачи и разрабатывать программы исследования медиапотребления
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает характерные черты современной медиасреды
  • Знает способы измерения доверия новостям
  • Умеет ставить задачи для исследования доверия новостям
  • Интерпретирует результаты исследований медиапотребления
  • Формулирует проблему исследования
  • Предлагает различные методы изучения отдельных аспектов, связанных с медиапотреблением
  • Способен анализировать и систематизировать разнородную информацию
  • Рефлексирует и критически оценивает результаты исследований
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Медиасреда с большим выбором
  • Ложная, неполная и недостоверная информация
  • Избыточное потребление и избегание новостей
  • Ненамеренное потребление новостей
  • Доверие новостям
  • Фрагментация медиапространства и общества
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Written assignment
  • неблокирующий In-class assignment
  • неблокирующий Activity
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.3 * Activity + 0.4 * In-class assignment + 0.3 * Written assignment
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Making sense of media : an introduction to mass communication, Rodman, G., 2001
  • Media today : mass communication in a converging world, Turow, J., 2017
  • The handbook of media and mass communication theory. Vol. 1: ., , 2014
  • The handbook of media and mass communication theory. Vol. 2: ., , 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Melissa Zimdars, & Kembrew McLeod. (2020). Fake News : Understanding Media and Misinformation in the Digital Age. The MIT Press.
  • Азбука медиа, Больц, Н., 2011

Авторы

  • Десятова Мария Ивановна
  • Казун Анастасия Дмитриевна