• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Philosophical Anthropology"-2

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
9
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1-3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар "Философская антропология-2" посвящен изучению многообразных тем философии XX-XXI вв., традиций русской и европейской мысли, рецепции классического философского наследия современными авторами, а также гуманитарным и естественнонаучным основам концепции устойчивого развития.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Углубленное изучение онто-гносеологических предпосылок русской философской мысли первой трети ХХ века.
  • Выявление историко-идейных предпосылок для формирования философской антропологии как самостоятельной философской субдисциплины.
  • Выявление эвристического потенциала категориального инструментария современной философско-антропологической мысли.
  • Углубленное изучение философских течений и направлений XIX - ХХ вв., в рамках которых комментируются и трактуются фундаментальные проблемы классической и постклассической философии.
  • В углубленном изучении актуальных эпистемологических, философско-антропологических и аксиологических подходов, разработанных отечественными и западными исследователями в поисках решений вопросов, возникающих в контексте задач достижения устойчивого развития человеческой цивилизации.
  • В осмыслении основных современных этических моделей с целью поиска релевантных оснований оценки антропологических и экзистенциальных рисков при использовании технологий искусственного интеллекта в широкой общественной практике.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты анализируют ключевые этико-философские концепты С.Л. Франка
  • Студенты выявляют ключевые понятия христианской метафизики С.Л. Франка
  • Студенты овладевают методологией анализа философии Н.А. Бердяева
  • Студенты анализируют основные направления в развитии западной этической мысли XX – начала XXI вв. и их значение для решения задач достижения устойчивого развития.
  • Студенты учатся отличать универсалистские и партикуляристские основания новых этических моделей.
  • Студенты получают навыки экспертной оценки официальных документов, закрепляющих этические основания внедрения новейших технологий (в том числе, систем искусственного интеллекта) в широкую общественную практику.
  • Студенты знакомятся с концепцией устойчивого развития, осмысливают философские основания современного естествознания, синергетики и методологии проектирования на основании системного подхода.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Христианский персонализм Н.А. Бердяева. Комментированное чтение текста Н.А. Бердяева «Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения».
  • Экзистенциальный манифест Николая Бердяева. Комментированное чтение текста Н.А. Бердяева «Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности».
  • Христианский реализм С. Л. Франка. Комментированное чтение текста С.Л. Франка «Реальность и человек: метафизика человеческого бытия». Часть 1. Проблема реальности: объем и содержание понятия.
  • Комментированное чтение текста С.Л. Франка «Реальность и человек: метафизика человеческого бытия». Часть 2. Религиозная этика и идея Богочеловечества.
  • Стратегия устойчивого развития в условиях мирового системного кризиса.
  • Естественнонаучная основа устойчивого развития.
  • Гуманитарная основа устойчивого развития.
  • Memory studies и философская антропология: концептуальные проблемы и перспективы диалога
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе за 3-й модуль
    Эссе – письменная работа, наиболее свободная и авторизованная форма высказывания, в которой студент раскрывает индивидуальное видение интересующей его темы или проблемы, излагает способы ее решения и приводит аргументацию в пользу избранного варианта решения с опорой на источники и комментирующую литературу. Эссе может представлять собой критический анализ философского текста. Ссылки на литературу обязательны и оформляются по ГОСТу.
  • неблокирующий Эссе за 1-й модуль
    Эссе – письменная работа, наиболее свободная и авторизованная форма высказывания, в которой студент раскрывает индивидуальное видение интересующей его темы или проблемы, излагает способы ее решения и приводит аргументацию в пользу избранного варианта решения с опорой на источники и комментирующую литературу. Эссе может представлять собой критический анализ философского текста. Ссылки на литературу обязательны и оформляются по ГОСТу. Минимальный объем - 15 тысяч знаков с пробелами.
  • неблокирующий Эссе за 2-й модуль
    Эссе – письменная работа, наиболее свободная и авторизованная форма высказывания, в которой студент раскрывает индивидуальное видение интересующей его темы или проблемы, излагает способы ее решения и приводит аргументацию в пользу избранного варианта решения с опорой на источники и комментирующую литературу. Эссе может представлять собой критический анализ философского текста. Ссылки на литературу обязательны и оформляются по ГОСТу. Минимальный объем - 15 тысяч знаков с пробелами.
  • неблокирующий Письменная аналитическая работа за 3 модуль
    По желанию студента, она может быть выполнена в разных форматах (рецензии, аналитической записки, эссе, составления отраслевого этического кодекса, развернутого предложения по методике этической экспертной оценки или оценке гуманитарного воздействия той или иной технологии, драфта статьи).
  • неблокирующий Активность на семинарах
    1. Посещаемость и активное участие в аудиторных занятиях, систематичность работы на семинарах; 2. Подготовка домашнего задания (изучение базовых текстов, научной литературы, подготовка доклада); 3. Доклад (сообщение по теме); 4. Участие в дискуссии; 5. Самостоятельная творческая активность студентов (написание дополнительных эссе, рефератов, научно-исследовательских работ по теме) в случае обоснованного пропуска занятий (по согласованию с преподавателем).
  • неблокирующий Активность
    1. Посещаемость и активное участие в аудиторных занятиях, систематичность работы на семинарах; 2. Подготовка домашнего задания (изучение базовых текстов, научной литературы, подготовка доклада); 3. Доклад (сообщение по теме); 4. Участие в дискуссии; 5. Самостоятельная творческая активность студентов (написание дополнительных эссе, рефератов, научно-исследовательских работ по теме) в случае обоснованного пропуска занятий (по согласованию с преподавателем).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.5 * Активность на семинарах + 0.5 * Эссе за 1-й модуль
  • 2024/2025 2nd module
    0.5 * Активность на семинарах + 0.5 * Эссе за 2-й модуль
  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * Активность + 0.3 * Активность на семинарах + 0.2 * Письменная аналитическая работа за 3 модуль + 0.2 * Эссе за 3-й модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alexander Repnikov V., & Александр Репников Витальевич. (2014). Konstantin Leontyev and Nikolay Berdyaev: Accords and Discords ; Константин Леонтьев и Николай Бердяев: созвучия и диссонансы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B1566BA4
  • Astakhova, T. G. (2017). Философские взгдяды В. С. Соловьева и Н. А. Бердяева относительно проблемы «дух» ; Філософські погляди В. С. Соловйова та М. О. Бердяєва щодо проблеми «дух» ; Philosophical views of V. S. Soloviev and N. A. Berdyaev on the problem of «spirit». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4E1F7412
  • José Pardo Jesùs, & Хосе Санмартин Пардо Хесус. (2015). Berdiaevand the Russian/European Self: History as a Myth, Religion as Spirituality, and the Creative Freedom ; Бердяев и русское/европейское самосознание: история как миф, религия как духовность и творческая свобода. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B9F3C541
  • АНТОНЕНКО ВИКТОРИЯ ВЛАДИМИРОВНА. (2015). Н. А. Бердяев о проблеме теодицеи. Альманах Современной Науки и Образования, (6 (96)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16494099
  • АНТОНЕНКО ВИКТОРИЯ ВЛАДИМИРОВНА. (2015). Парадоксы теодицеи у С. Л. Франка. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CBB7A71E
  • Бердяев, Н. А. Дух и реальность / Н. А. Бердяев. — Санкт-Петербург : Лань, 2017. — 220 с. — ISBN 978-5-507-43253-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/93979 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Бешкарева, И. (2010). С. Франк Об Истоках Интуиции Всеединства. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7924923E
  • Бешкарева, И. (2013). Проблема Трактовки Интуиции В Трудах Русских Философов Начала Хх Века (Н. Бердяев, Н. Лосский, И. Ильин, С. Франк). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BB889749
  • Блюхер, Ф., & Гурко, С. (2015). Бердяев: Опыт Дискурсивно-Философского Анализа. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BA4942B
  • Визгин Виктор Павлович. (2005). С. Л. Франк и г. Марсель: притяжения и отталкивание. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F846CDE1
  • ВИЗГИН, В. П. (2018). Бердяев И Марсель В Культурном Контексте Предвоенной Франции. Journal of Philosophical Sciences / Filosofskie Nauki, (1), 44–67. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-1-44-67
  • Горшков Сергей Юрьевич. (2015). Проблема Свободы С Позиции Экзстенциального Философского Направления (Н. Бердяев, А. Камю, Ж.П. Сартр). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9B348793
  • ГУРЕВИЧ ПАВЕЛ СЕМЁНОВИЧ. (2015). Н. А. Бердяев в контексте европейской философии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.631E0EDF
  • Гусев, Д. (2014). Ценность Жизни И Эсхатология: Н.А. Бердяев И П. Тейяр Де Шарден. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DA8F917F
  • ДАНИЛОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА. (2016). Николай Бердяев И Пьер Паскаль: Русско-Французские Встречи И Воспоминания. 1918-1935. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6E2FDD8C
  • ЕВЛАМПИЕВ ИГОРЬ ИВАНОВИЧ. (2014). Русская Философия Об Исторической Судьбе Христианства. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2A7FEFE1
  • Евлампиев, И. (2011). Соотношение Рационального И Мистического Познания В Философии Николая Кузанского. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.79550228
  • Евлампиев, И. (2014). Русская Философия Первой Половины Хх Века Основа Нашего Движения В Будущее. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F598082E
  • Евлампиев, И. М. (2017). Традиции западной и русской философской антропологии и развитие системы образования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9D7E7865
  • Камалова, О., & Шефф, Г. (2013). С. Л. Франк О Религиозном Опыте, Его Специфике И Значении Для Человека. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9101D3BD
  • Кантор, В. К. (2017). Revolution, or Madness in the Guise of Truth ; Революция, или Безумие в облике истины. https://doi.org/10.13128/Studi_Slavis-21950
  • Ковалева, М. В., & Телегин, А. А. (2018). Н.А. Бердяев: Феномен Творчества В Культуре. Belgorod State University Scientific Bulletin: Philosophy, Sociology, Law, 43(3), 465–469. https://doi.org/10.18413/2075-4566-2018-43-3-465-469
  • Ковалева, М. В., & Телегин, А. А. (2018). Н.А. Бердяев: феномен творчества в культуре. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F487A470
  • КУПРИЯНОВ ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ. (2016). Трансформация философии длительности А. Бергсона в идеал-реализме С. Л. Франка. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.462C42FD
  • Мельник, В. И., & Царева, Е. А. (2016). Бердяев о роли субъективных качеств личности в творчестве. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.764F3A94
  • Мотрошилова Неля Васильевна. (2016). Актуальность философии духа Н. Бердяева в её соотнесении с гегелевской философией духа. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B8E5FC22
  • Назначение человека и драма творчества — Н. А. Бердяев. (2013). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6FC0C69A
  • Орнатская, Л., & Лузина, Т. (2014). Идея Духовности В Философском Персонализме: М. Шелер, Н. Бердяев, Э. Мунье. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E5AB90E9
  • Попова, А. (2010). Соборный Либерализм Вл. Соловьева И С. Л. Франк. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.19FBE052
  • Привалова, М. (2015). Две Религиозные Концепции Социального Финализма: Экзистенциальная (Н. А. Бердяев) И Космическая (Н. Ф. Фёдоров). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9D51CC07
  • Религиозный путь философа: С. Л. Франк и православие = Релігійний шлях філософа: С. Л. Франк і православ’я. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B57D6F00
  • Сербиненко, В. (2007). Современные Исследовательские Проблемы Истории Русской Философии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.809AD404
  • Сербиненко, В. (2012). Cборник “Вехи”: Философские И Идеологические Мотивы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ABD6C44E
  • Сербиненко, В. (2013). Философско-Психологический Диалог: В. Зеньковский И З. Фрейд. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DDE05A7A
  • Сергей Александрович Храпов, & Ибрагим Мустафа Оглы Меликов. (2017). Феномен “русского религиозного социализма”: Н. Бердяев о специфике социализма и советская действительность. Philosophical Thought, (7), 21. https://doi.org/10.25136/2409-8728.2017.7.23401
  • Сергей Хоружий. (2014). Hesychasm and culture. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B789AF94
  • Сергей Хоружий. (2014). Orthodox thought and contemporary philosophy. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FE6F4C78
  • Стокалич, И. (2015). Бердяев О Природе «Русской Революции». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.201DE4C0
  • Тарасов, В. (2012). Николай Александрович Бердяев О Русском Философском Сознании. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A0060671
  • Титаренко, С., & Нехай, В. (2014). Экзистенциальная Коалиция Разума. Вл. Соловьев Н. Бердяев И Современная Российская Идея (К 140-Летию Со Дня Рождения Н.А. Бердяева). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7378476B
  • Устойчивое развитие: методология и методики измерения : учеб. пособие, Бобылев, С. Н., 2011
  • Философия свободного духа, Бердяев, Н. А., 1994
  • Философские мысли натуралиста, Вернадский, В. И., 1988
  • Франк С. Л. и Россия: диалог сквозь время. (2012). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.218F9768
  • Франк С.Л. (n.d.). Личность И Мир (Основн<Ая> Пробл<Ема> Миросоз<Ерцания>). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2flichnost-i-mir-osnovn-aya-probl-ema-mirosoz-ertsaniya
  • Хоружий, С. (2011). Этика Исихазма В Ее Двух Исторических Формациях. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DD7A9340
  • Цыганков, А. (2017). Semion Frank, „Chaadaev” (a fragment of the lecture course „Russische Denker”) ; С. Л. Франк: „Чаадаев” (фрагмент из лекционного курса „Russische Denker”). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A9BEBB85
  • Цыганков, А. С., & Оболевич, Т. (2018). Semyon L. Frank’s Life and Writings in the Correspondence Between Ludwig Binswanger and Tatyana S. Frank (1951-1953) ; История семьи и творчества С. Л. Франка в переписке Л. Бинсвангeра и Т. С. Франк. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7DCCD9EC
  • Шапошников, Л. (2012). Персоналистические Центры Русской Философии А.С. Хомяков И Н.А. Бердяев. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.773EBE9A

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бердяев, Н. А. Я и мир объектов / Н. А. Бердяев. — Санкт-Петербург : Лань, 2017. — 190 с. — ISBN 978-5-507-43256-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/93982 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Корнилов Сергей Владимирович. (n.d.). Философия «свободного духа» Николая Бердяева в проблемном поле европейской культуры. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2ffilosofiya-svobodnogo-duha-nikolaya-berdyaeva-v-problemnom-pole-evropeyskoy-kultury

Авторы

  • Жукова Ольга Анатольевна