• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

47.04.01 Philosophy

Approved by
Приказ от 15.07.2014 № 6.18.1-01/1507-07
HSE University Educational Standard
Last Update
Протокол №1 заседания академического совета от 30.06.2023
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

2 года

Full-time, 120 з.е.

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Master

Double-degree Programme

No

Use of online learning

With online tools

Tracks

2025/2026 Academic year

Philosophical Studies

Type: General
Track Supervisor: Zhukova, Olga
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр

2024/2025 Academic year

Philosophical Anthropology

Type: General
Track Supervisor: Zhukova, Olga
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Key learning outcomes:
  • КОР-1 Применяет современные научные и информационно-коммуникативные технологии на английском языке для академического и профессионального взаимодействия, учитывает разнообразие культур, интеллектуальных и религиозных традиций в процессе межкультурного взаимодействия
  • КОР-2 Обосновывает выбор теоретико-методологических подходов и стратегии аргументации, релевантных исследованиям в области философской антропологии, истории философии, онтологии и теории познания, философии культуры и религии, этики, эстетики, социальной философии
  • КОР-3 На основе современных теорий и методологических подходов, развиваемых в предметной области философии, формулирует задачи и гипотезы для выполнения исследовательских задач при проведении теоретико-философских, историко-философских, философско-религиоведческих, социально-философских и этических исследований, представляет для обсуждения в профессиональной среде результаты этапов их реализации
  • КОР-4 Объясняет интеллектуальные, духовные и политические явления и процессы на основе концепций и объяснительных моделей философии, религиоведения, культурологии и смежных социогуманитарнных наук, выявляет актуальные проблемы развития общества и культуры, прогнозирует развитие социокультурных явлений и процессов
  • КОР-5 Анализирует результаты фундаментальных и прикладных исследований в области философии и религиоведения, обосновывает экспертные предложения по улучшению социокультурных программ и стратегий развития общества; разрабатывает рекомендации по проведению гуманитарной и этической экспертизы
Description of the professional field:
  • ПК-1 Студент способен анализировать и формулировать философски значимые проблемы в рамках социальных и гуманитарных наук
  • ПК-2 Студент способен осуществлять публичную научную коммуникацию, представлять результаты исследования в международной научно-образовательной среде
  • ПК-3 Студент способен вести педагогическую, исследовательскую, экспертно-аналитическую и редакционно-издательскую деятельность по профилю подготовки в различных образовательных, научных, издательских, государственных и бизнес организациях
Description of educational modules:

В основе курсов программы — теоретически ориентированные и проблематизированные обзоры историко-философских, философско-антропологических, культурфилософских, социологических и антропологических подходов к изучению философской мысли, культурного опыта, интеллектуальных и политических практик. В основе научной методологии Программы – подходы и методы, сложившиеся в научных традициях и школах гуманитарного знаниях XVII-XXI вв., включая новейшие теории и методы, которые находятся в настоящее время в стадии становления.

В основе базовых курсов - "Современная философия", "Современные проблемы философии", "Педагогическая психология" - лежит принцип концептуализации систем философского и педагогического знания, многообразных научных традиций и практик, оформляющих проблемное поле современной философии, педагогики и психологии в ХХ и ХХI вв.  

Программа также включает обязательные и вариативные дисциплины профессионального модуля, в том числе по выбору студентов. Часть дисциплин читается на английском языке.

Модуль "Практика, проектная и научно-исследовательская работа" включает подготовку курсовой работы и выпускной квалификационной работы, а также, учебную и производственную практики. Ключевой составляющей модуля являются научно-исследовательский семинар. 

В Блок «Государственная итоговая аттестация» входят: защита выпускной квалификационной работы и междисциплинарный государственный экзамен по направлению подготовки.

2023/2024 Academic year

Philosophical Anthropology

Type: General
Track Supervisor: Zhukova, Olga
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Key learning outcomes:
  • КОР-1 Применяет современные научные и информационно-коммуникативные технологии на английском языке для академического и профессионального взаимодействия, учитывает разнообразие культур, интеллектуальных и религиозных традиций в процессе межкультурного взаимодействия
  • КОР-2 Обосновывает выбор теоретико-методологических подходов и стратегии аргументации, релевантных исследованиям в области философской антропологии, истории философии, онтологии и теории познания, философии культуры и религии, этики, эстетики, социальной философии
  • КОР-3 На основе современных теорий и методологических подходов, развиваемых в предметной области философии, формулирует задачи и гипотезы для выполнения исследовательских задач при проведении теоретико-философских, историко-философских, философско-религиоведческих, социально-философских и этических исследований, представляет для обсуждения в профессиональной среде результаты этапов их реализации
  • КОР-4 Объясняет интеллектуальные, духовные и политические явления и процессы на основе концепций и объяснительных моделей философии, религиоведения, культурологии и смежных социогуманитарнных наук, выявляет актуальные проблемы развития общества и культуры, прогнозирует развитие социокультурных явлений и процессов
  • КОР-5 Анализирует результаты фундаментальных и прикладных исследований в области философии и религиоведения, обосновывает экспертные предложения по улучшению социокультурных программ и стратегий развития общества; разрабатывает рекомендации по проведению гуманитарной и этической экспертизы
Description of the professional field:
  • ПК-1 Студент способен анализировать и формулировать философски значимые проблемы в рамках социальных и гуманитарных наук
  • ПК-2 Студент способен осуществлять публичную научную коммуникацию, представлять результаты исследования в международной научно-образовательной среде
  • ПК-3 Студент способен вести педагогическую, исследовательскую, экспертно-аналитическую и редакционно-издательскую деятельность по профилю подготовки в различных образовательных, научных, издательских, государственных и бизнес организациях
Description of educational modules:

В основе курсов программы — теоретически ориентированные и проблематизированные обзоры историко-философских, философско-антропологических, культурфилософских, социологических и антропологических подходов к изучению философской мысли, культурного опыта, интеллектуальных и политических практик. В основе научной методологии Программы – подходы и методы, сложившиеся в научных традициях и школах гуманитарного знаниях XVII-XXI вв., включая новейшие теории и методы, которые находятся в настоящее время в стадии становления.

В основе базовых курсов - "Современная философия", "Современные проблемы философии", "Педагогическая психология" - лежит принцип концептуализации систем философского и педагогического знания, многообразных научных традиций и практик, оформляющих проблемное поле современной философии, педагогики и психологии в ХХ и ХХI вв.  

Программа также включает обязательные и вариативные дисциплины профессионального модуля, в том числе по выбору студентов. Часть дисциплин читается на английском языке.

Модуль "Практика, проектная и научно-исследовательская работа" включает подготовку курсовой работы и выпускной квалификационной работы, а также, учебную и производственную практики. Ключевой составляющей модуля являются научно-исследовательский семинар. 

В Блок «Государственная итоговая аттестация» входят: защита выпускной квалификационной работы и междисциплинарный государственный экзамен по направлению подготовки.

Competitive Advantages

1. Образовательная программа осуществляет фундаментальную подготовку в области современных проблем философского знания, а также  систем ценностей, социальных практик, идеологических программ и культурных форм, связанных с философским осмыслением различных интеллектуальных, историко-культурных, политических и духовных традиций. Благодаря философской концептуализации изучаемых тем и проблем  она обретает большую целостность по сравнению с программами-конкурентами. К работе на ОП привлекаются ведущие российские и европейские ученые.

2. В рамках программы студент может выбрать индивидуальную научно-исследовательскую траекторию, специализируясь в одной из областей (направлений) философского знания (философская антропология; аналитическая философия и философия языка;  философия культуры и религии; социально-политическая философия; философия творчества и искусства; философия русской истории и культуры).

3. ОП «Философская антропология» с 2016 года имеет партнерские отношения  с университетом Париж – Сорбонна 4, а также с ведущими университетами Европы (Берлин, Кельн, Неймеген, Канн), что дает возможность студентам пройти специализированную стажировку в зарубежных университетах - партнерах НИУ ВШЭ и Школы философии.

Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Образовательная программа «Философская антропология» направлена на подготовку магистров философии, способных проводить фундаментальные исследования в области философии, обладать компетенциями, позволяющими осуществлять экспертизу образовательной и культурной политики государства, работать в качестве преподавателей философских (социально-гуманитарных) дисциплин в школах, лицеях, колледжах и вузах.

Области образовательной деятельности:

01 Образование и наука (в сфере общего образования, среднего профессионального образования, высшего и дополнительного профессионального образования)

07 Административно-управленческая и офисная деятельность (в сфере организации научно-исследовательской деятельности и управления научно-исследовательскими проектами)

11 Средства массовой информации, издательство и полиграфия (по виду  профессиональной деятельности: 11.004 Ведение телепрограмм различной направленности, 11.006 Редактирование и подготовка материалов к публикации в средствах массовой информации (СМИ))

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Philosophical Studies'

Go to Programme Contents and Structure