We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Government and Public Policy in the Age of Digital Technology

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Цифровые технологии оказывают существенное влияние на национальные экономики, социальную, культурную и политическую жизнь, в связи с чем государства (более 18 стран) провозглашают стратегии и реализуют комплексные национальные программы, участниками которых являются политические акторы, бизнес и общество. 20 февраля 2019 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин в послании Федеральному собранию объявил о включении Российской Федерации в международный ландшафт развития цифровых технологий на государственном уровне (в части, например, необходимости разработки и создания национальной программы по искусственному интеллекту). Технологические инновации открывают новые возможности для трансформации разных сфер жизни общества и государства. Научно-технический процесс, стремительное развитие вычислительных мощностей, цифровых технологий не избежало внимания государств, политических институтов и акторов [Cornish 2010]. Процесс взаимодействия достижений научно-технического прогресса (техники, методики и т.д.) и политической сферы является отдельным объектом исследовательского интереса политической науки [Tufekci 2014; Wanna 2018; Hecker, Haklay и др. 2018]. Значительное влияние IT технологий на общество и государства стали вывозом для политических институтов и акторов. Реакцией на данный вызов стало политическое решение - формирование политик (policies) цифровизации и автоматизации процессов в государственном управлении и, шире, в сфере политики. Учитывая, что цифровые инструменты, такие как математические и статистические алгоритмы науки о данных, используются в различных областях (финансы, управление, национальная безопасность), власти разных стран принимают нормативно-правовые акты, стратегии и программы, устанавливающие правовые основания реализации политики цифровизации. Как выражение политического акта, такие нормы фактически легитимизируют информационно-технологическую сферу в области управления. Необходимо понимать, что в данном дискурсе цифровые технологии выступают как: Продукт политики - формирование, развитие, стимулирование, разворачивание технологических процессов основывается на политико-правовом регулировании и реализации политических решений (совершенно точно – на уровне целеполагания) Элемент государственной состоятельности (state capacity [Roy, Shah, Srikisha 2018; Peetersa, Widlak 2018]), в связи с чем наличие необходимой квалификации для понимания технологических тенденций является актуальным для политических акторов всех уровней Современный результативный инструмент управления на всех уровнях Цифровые технологии и алгоритмы (в масс медиа - искусственный интеллект) являются инновационной тенденцией - вызовом для политических и социальных институтов. Формирование соразмерного и адекватного ответа на технологические вызовы - задача, в первую очередь, политических акторов Развитие технологического потенциала и технологическая “вовлеченность” в общественно-политические сферы является объективным фактором силы и влияния на международной арене Таким образом, формирование компетенций у студентов, изучающих политические науки, в сфере регламентации, имплементации и реализации цифровых технологий в государственной политике, политических процессах и политических технологиях, является актуальной задачей образовательной программы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины «Правительство и государственная политика в эпоху цифровых технологий» - формирование у студентов знаний и навыков, необходимых для самостоятельной выработки, построения и подготовки стратегий применения цифровых технологий в политике на основе полученных теоретических (аналитических) и практических компетенций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - работать с данными (сбор, систематизация и анализ) в концепции политики, основанной на доказательствах (Evidence Based Policy); знать теоретико-аналитические основы использования цифровых технологий в социо-политической сфере;
  • владеть навыками применения цифровых технологий по отношению к политическим процессам с использованием современного программного обеспечения
  • знать особенности реализации стратегий цифровизации (международный и отечественный опыт), концепций электронного правительства и электронного управления;
  • Знать особенности реализации стратегий цифровизации (международный и отечественный опыт); уметь оценивать тенденции и практики применения цифровых технологий в политических процессах;
  • Знать особенности реализации стратегий цифровизации; уметь оценивать тенденции и практики применения цифровых технологий в политических процессах
  • Знать специфику концепций электронного правительства и электронного управления; знать архитектуру и инфраструктуру цифровых технологий и систем.
  • знать теоретико-аналитические основы использования цифровых технологий в социо-политической сфере, особенности реализации стратегий цифровизации; уметь оценивать тенденции и практики применения цифровых технологий в политических процессах.
  • знать: особенности реализации стратегий цифровизации (международный и отечественный опыт), концепций электронного правительства и электронного управления; специфику работы с данными в социо-политической сфере, транспарентность и суверенность данных в государственной политике; архитектуру и инфраструктуру цифровых технологий; уметь: оценивать тенденции и практики применения цифровых технологий в политических процессах;
  • знать: специфику работы с данными в социо-политической сфере, транспарентность и суверенность данных в государственной политике; архитектуру и инфраструктуру цифровых технологий; уметь: решать морально-этические проблемы (в т.ч. вызовы конфиденциальности) при применении цифровых технологий в социо-политической сфере и при формировании государственной политики цифровизации;
  • применять полученные знания в анализе реальных политических процессов (в рамках цифровой трансформации); уметь самостоятельно разрабатывать проекты и стратегии применения цифровых технологий в политических процессах
  • уметь оценивать тенденции и практики применения цифровых технологий в политических процессах;
  • уметь: применять полученные знания в анализе реальных политических процессов (в рамках цифровой трансформации); самостоятельно разрабатывать проекты и стратегии применения цифровых технологий в политических процессах. владеть навыками применения цифровых технологий по отношению к политическим процессам с использованием современного программного обеспечения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Данные для политики: Evidence Based Policy, грамотность, подотчетность, регулирование. Транспарентность и суверенность данных в государственной политике. Архитектура и инфраструктура. Bias и ответственность.
  • Тема 2. Оцифровка, цифровизация и цифровая трансформация: содержательные и концептуальные сходства/ различия. Типы цифровых технологий: специфика, развитие и взаимосвязь.
  • Тема 4. Цифровое доверие. Цифровые барьеры. Цифровое неравенство. ИКТ/Цифровая безопасность.
  • Тема 5. Электронное правительство. Электронное управление. Электронное участие.
  • Тема 3. Типы цифровых технологий. Практикум: анализ взаимосвязи технологий при помощи сетевого анализа.
  • Тема 6. Практикум 2: моделирование системы электронного голосования
  • Тема 7. Международный опыт реализации национальных программ и стратегий цифровизации
  • Тема 7. Практикум: круглый стол стран, реализующих стратегии цифровой трансформации.
  • Тема 8. Тренды цифровых технологий (ИИ, Интернет вещей, Блокчейн, Умные контракты, Биометрические технологии идентификации)
  • Тема 9. Морально-этические проблемы. Вызовы конфиденциальности
  • Тема 10. Концепция умного города (и умного устойчивого города). Цифровые технологии в процессе принятия политических решений.
  • Тема 11. Практикум: система поддержки принятия решений.
  • Тема 12. Цифровые технологии в сфере обеспечения безопасности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Практикумы
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.1 * Активность + 0.1 * Активность + 0.25 * Практикумы + 0.25 * Практикумы + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Brooke, H. (2016). Inside the Digital Revolution. Journal of International Affairs, 70(1), 29–53. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=120438199
  • CORNISH, P. (2010). Technology, strategy and counterterrorism. International Affairs, 86(4), 875–888. https://doi.org/10.1111/j.1468-2346.2010.00917.x
  • Dean, J., Anderson, J. W., & Lovink, G. (2006). Reformatting Politics : Information Technology and Global Civil Society. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=191040
  • Fung, A., Russon Gilman, H., & Shkabatur, J. (2013). Six Models for the Internet + Politics. International Studies Review, 15(1), 30–47. https://doi.org/10.1111/misr.12028
  • Jho, W., & Song, K. J. (2015). Institutional and technological determinants of civil e-Participation: Solo or duet? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.60B1F70C
  • Lum, K., & Isaac, W. (2016). To predict and serve? Significance, 13(5), 14–19. https://doi.org/10.1111/j.1740-9713.2016.00960.x
  • Mayer-Schönberger, V. (2010). Beyond Privacy, Beyond Rights-Toward a “Systems” Theory of Information Governance. California Law Review, 98(6), 1853–1885. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=59572294
  • Peter John Chen. (2013). Australian Politics in a Digital Age. Netherlands, Europe: ANU Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9D3E7D01
  • Susskind, J. V. (DE-588)1168502624, (DE-627)103232547X, (DE-576)511594836, aut. (2018). Future politics living together in a world transformed by tech Jamie Susskind. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.516392166

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Brożek, B., & Jakubiec, M. (2017). On the legal responsibility of autonomous machines. Artificial Intelligence & Law, 25(3), 293–304. https://doi.org/10.1007/s10506-017-9207-8
  • Joyce, D. (2015). Internet Freedom and Human Rights. European Journal of International Law, 26(2), 493–514. https://doi.org/10.1093/ejil/chv021
  • Mendez, D. M., Papapanagiotou, I., & Yang, B. (2017). Internet of Things: Survey on Security and Privacy. https://doi.org/10.1080/19393555.2018.1458258
  • Nakaya, T., & Yano, K. (2010). Visualising Crime Clusters in a Space-time Cube: An Exploratory Data-analysis Approach Using Space-time Kernel Density Estimation and Scan Statistics. Transactions in GIS, 14(3), 223–239. https://doi.org/10.1111/j.1467-9671.2010.01194.x
  • Rose, J., Skiftenes Flak, L., & Sæbø, Ø. (2018). Stakeholder theory for the E-government context : Framing a value-oriented normative core. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AAAA7CCD
  • Sustainable AI : An inventory of the state of knowledge of ethical, social, and legal challenges related to artificial intelligence. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.625229

Авторы

  • Конча Валерия