• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

SPS Methods and Tools of Individual and Group Psychodynamic Coaching. Facilitation and Moderation

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Psychoanalysis and Business Consulting
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 2 semester

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Методы и инструменты групповой работы с организациями: психодинамический коучинг, фасилитация, модерация» направлена на формирование теоретических знаний, практических умений и навыков разработки, проведения и оценки эффективности групповой работы. Курс предполагает знакомство с основными направлениями и подходами в разработке и проведении групповых форматов работы с организациями, диагностику организаций; специфику и особенности проведения групповой работы. Особое внимание уделяется умению разрабатывать и проводить групповую работу с учетом потребностей группы и запросов клиентов; применять принципы и подходы психологических теорий для объяснения механизмов поведения участников группы; проводить анализ процесса проведения групповой работы с целью оценки ее эффективности. Данный курс рассчитан на получение теории и практики проведения современных групповых методов обучения и развития сотрудников компании, как одного из направлений деятельности T&D-менеджера, коуча, консультанта. В результате освоения курса студенты получат знание технологии организации различных методов групповой работы в обучении и развитии персонала; понимание правил групповой динамики участников; овладеют принципами проведения и составления обучающих мероприятий; научатся проектировать программу групповой работы, подбирать метод, содержание, техники, упражнения в соответствии с целями, категорией участников и другими критериями; отработают навык самостоятельного проведения группы по отдельным методам групповой работы; научатся правильно интерпретировать происходящее в группе; диагностировать группу в целом, и каждого участника в отдельности; давать конструктивную обратную связь; овладеют приемами работы с сопротивлением участников группы. Ключевые темы курса: история развития групповых методов, Социально-психологические аспекты групповых методов, Групповые методы в психоанализе и других психологических школах, Методические основы применения групповых методов, Классификация и основные виды групп, Психодинамический подход в проведении групповой работы, Групповые нормы, Ролевые позиции в группе, Понятие о групповой сплоченности, Основные роли ведущего группы, Функции ведущего, Стили руководства группой, Методы, техники и приемы групповой работы, Этические аспекты групповой работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение слушателями методами и инструментами группового коучинга и фасилитации. Приобретение навыков менторинга
  • Целями дисциплины являются: изучение и практическое освоение инструментов и техник фасилитации, модерации, а также методов и форматов групповой работы в коучинге
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает способы оценки эффективности групповой работы, владеет технологией оценки результатов по Д.Киркпатрику.
  • знает основные понятия, методы и инструменты фасилитации, проведения групповых сессий в психоаналитической парадигме, будет в состоянии самостоятельно проводить в организации работу с группами в коучинговом и фасилитационном форматах
  • знает основные понятия и базовые теории фаслитации, основные виды фасилитации и других форматов групповой работы, специфику современных методов групповой работы (страт сессия, опен-спейс, «мировое кафе», бизнес-симуляция и т.д.)
  • знает способы оценки эффективности групповой работы, владеет технологией оценки результатов по Д.Киркпатрику
  • знает основные группы методических средств и техник групповой формы работы, умеет подбирать их под задачу обучения или развития персонала, владеет информации об их специфике и правилах применения
  • знает и умеет проводить анализ профессиональных задач, организационный анализ и персональный анализ
  • обладает информацией о требованиях к ведущему развивающей группы
  • знает основные характеристики эффективного ведущего и этические аспекты деятельности ведущего
  • имеет информацию о факторах переноса результатов групповой работы в профессиональную деятельность
  • имеет информацию о характере, цели и возможностях фасилитации
  • знает основные понятия и методологические основы фасилитации, ее механизмы
  • знает основные методы фасилитации, понимает важность и сущность задач, которые решает фасилитатор
  • имеет информацию о системе взаимоотношений «фасилитатор-группа»
  • аладеет стратегиями поведения в системе «фасилитатор-группа»
  • знает роли фасилитатора и методы воздействия на группу
  • знает этапы процесса фасилитации, их содержание и умеет их выделять
  • владеет техниками фасилитации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методические средства организации групповой работы в формате бизнес-симуляций, планирование работы, наблюдение, анализ групповой работы
  • Театральные техники и инструменты в бизнесе
  • Методические средства организации групповой работы, инструменты и техники фасилитационной работы
  • Методические средства проведения групповой работы, инструменты и техники фасилитационной работы
  • Методология групповых форм работы. Понятие и виды фасилитации групп.
  • Инструмент психоаналитического группового коучинга Leadership challenge (INSEAD)
  • Инструмент психоаналитического группового коучинга Автопортрет (INSEAD)
  • Вводное групповое занятие. Командообразование. Отработка упражнений на знакомство и эффективное командное взаимодействие
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Activity
  • неблокирующий Test
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd semester
    0.5 * Activity + 0.5 * Test
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Coaching-новый стиль менеджмента и управления персоналом : практ. пособие, Уитмор Дж., 2001
  • Восхождение по спирали. Теория и практика реформирования организаций, Розин, М., 2023
  • Корпоративный тренинг от А до Я, Кларин, М. В., 2000
  • Коучинг : основные принципы и практики коучинга и лидерства, Уитмор, Дж., 2019
  • Лидер на кушетке, клинический подход к изменению людей и организаций, пер. с англ. Ирина Сергеева, 331 с., Врис, М. К. де, 2008
  • Мистика лидерства : развитие эмоцион. интеллекта, Кетс де Врис (Кэ де Ври), М., 2005
  • Мистика лидерства : развитие эмоционального интеллекта, Кетс де Врис (Кэ де Ври), М., 2003
  • Секреты фасилитации : SMART-руководство по работе с группами, Вилкинсон, М., 2019
  • Фасилитация на практике : как "добывать золото", работая с группами, Кайзер, Т., 2020

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Тучевская, М. С. Business Matters (Вопросы бизнеса) : учебное пособие / М. С. Тучевская. — Мурманск : МГТУ, 2014. — 106 с. — ISBN 978-5-86185-814-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/142727 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Шаманова Татьяна Александровна
  • Стависский Михаил Юрьевич