• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theory of inventive problem solving (TRIZ)

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
Category 'Best Course for Career Development'
Category 'Best Course for Broadening Horizons and Diversity of Knowledge and Skills'
Category 'Best Course for New Knowledge and Skills'
Delivered at:
School of Innovation and Entrepreneurship (Educational Departments)
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина ТРИЗ направлена на развитие у студентов навыков по применению инструментов нестандартного и системного мышления для решения бизнес-задач. В результате освоения дисциплины студент должен знать основные инструменты алгоритма ТРИЗ (постановка проблемы, идеальность, противоречие и другие), уметь применять их в ходе работы по решению реальных бизнес-задач (например, задач по улучшению операционных показателей, задач создания и вывода продукта на рынок, иных организационно-управленческих задач), а также овладеть навыками работы в команде и публичного обсуждения проекта. Программа соответствует требованиям к аттестации на 1 уровень специалиста по ТРИЗ. По итогам обучения возможно прохождение аттестации у Полномочного представителя Экспертно-методического Совета МАТРИЗ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является освоение студентами основных инструментов и алгоритмов решения задач ТРИЗ (постановка проблемы, идеальность, противоречие и другие) и умение применять их в ходе работы по решению реальных бизнес-задач (например, задач по улучшению операционных показателей, задач создания и вывода продукта на рынок, иных организационно-управленческих задач).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать: историю ТРИЗ, основные понятия ТРИЗ, цели применения ТРИЗ
  • Знать: определение ПСА, правила ПСА, механизм разрыва причинно-следственных цепочек с помощью оператора отрицания Уметь: строить причинно-следственную цепочку проблемы и применять оператора отрицания для её разрыва
  • Знать: основные алгоритмы решения проблем, их сходства и различия
  • Знать: основные методы устранения психологической инерции Уметь: применять указанные методы для формирования принципиально нового подхода к задаче
  • Знать: понятие и сущность противоречия, виды противоречий, их сходства и отличия Уметь: формулировать противоречия, переходить от ситуативного противоречия к противоречию требований
  • Знать: содержание системного оператора, этапы функционального анализа, основные законы развития технических систем Уметь: применять «системный оператор» к проблемной ситуации, проводить функциональный анализ (строить функциональную модель) объекта или процесса, формулировать наиболее вероятные направления развития системы в будущем.
  • Знать: способы разрешения различных типов противоречий Уметь: применять способы разрешения противоречия в зависимости от типа сформулированного противоречия.
  • Знать: сущность функционально-ориентированного поиска, понятие обобщенной функции, способы поиска «лидирующих» отраслей, сущность и цели применения диверсионного анализа, понятие вредного эффекта, способы создания вредного эффекта, типы инверсии Уметь: формулировать обобщенную функцию, переносить технологию на решаемую задачу, ставит вторичные задачи, создавать вредные эффекты в задаче.
  • Знать: что такое идеальность и ИКР, в чем сходства и различия, способы поиска и применения ресурсов, правила свертывания Уметь: формулировать идеальность в задаче, находить ресурсы, создавать список возможных ИКР, проводить свертывание для системы или процесса
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Знакомство и введение в ТРИЗ. История создания и развития ТРИЗ
  • Причинно-следственный анализ (ПСА) и оператор отрицания
  • Инструменты для анализа ситуаций и объектов (Системный оператор, функциональный анализ, ЗРТС)
  • Идеальность и идеальный конечный результат. Свертывание. Ресурсный анализ
  • Постановка противоречий
  • Физические и технические противоречия и приемы их устранения
  • Методы активизации творческого мышления и устранения психологической инерции
  • Инструменты для развития, дополнения и воплощения найденных концепций (ФОП, диверсионный анализ, базы данных эффектов)
  • Комплексные алгоритмы решения сложных задач
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговый тест
  • неблокирующий Защита командного проекта
  • неблокирующий Активность на занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.25 * Активность на занятиях + 0.25 * Защита командного проекта + 0.5 * Итоговый тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 16827 - Траблшутинг: Как решать нерешаемые задачи, посмотрев на проблему с другой стороны - С.Фаер - Альпина Паблишер - 9785961452884 - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/16827 - Alpina
  • 315 - Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач - Г.Альтшуллер - Альпина Паблишер - 9785961421897 - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/315 - Alpina
  • Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач / Альтшуллер Г.С., - 9-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 402 с.: ISBN 978-5-9614-5558-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/915077

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Думай медленно ... решай быстро, Канеман, Д., 2016

Авторы

  • Огнев Дмитрий Владимирович