We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Analysis of Сomplex Structured Data, Networks and Texts

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Delivered at:
School of Sociology
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс по анализу сложноструктурированных данных, сетей и текстов создан с целью ознакомления студентов с методологией, методами и программным инструментарием, сформированным в вычислительных социальных науках для анализа сетевых и текстовых данных, по своей природе являющихся данными с комплексной (сложной) структурой. В курсе будут разобраны методы сбора, предобработки, анализа и визуализации сложноструктурированных данных, с акцентом на сетевом анализе текстовой информации. В первом модуле после введения в анализ неструктурированных данных слушатели познакомятся с инструментами для предобработки текста, рассмотрят особенности выявления скрытых тем, кластеризации и классификации текстов, а также рассмотрят вопросы извлечения именованных сущностей и отношений между ними, составляющих основу сетевой структуры.Во втором модуле слушатели познакомятся с базовыми понятиями анализа социальных сетей и основными метриками, применяемыми в сетевом анализе для изучения социальных структур на глобальном и локальном уровнях для выделения важных узлов, диад, триад и сплоченных подгрупп в сети. Слушатели научатся основам построения сетевых данных и их последующей обработки в программах для анализа и визуализации сетевых данных. После прохождения курса у студентов будут развиты навыки работы со сложноструктурированными данными, достаточные для проведения самостоятельного анализа текстовых данных, в т.ч. с применением методологии сетевого анализа. Слушатели будут иметь возможность применить полученные навыки для сетевого анализа сложноструктурированных текстовых данных. Для работы применяется языки программирования Python и R и программы для анализа и визуализации сетей Pajek и Gephi.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса по анализу сложноструктурированных данных, сетей и текстов - ознакомление студентов с методологией, методами и программным инструментарием, сформированным в вычислительных социальных науках для анализа сетевых и текстовых данных, по своей природе являющихся данными с комплексной (сложной) структурой. В результате освоения дисциплины у студентов будут развиты навыки работы со сложноструктурированными данными, достаточные для проведения самостоятельного анализа текстовых данных, в т.ч. с применением методологии сетевого анализа. Слушатели будут знакомы с основными методами сбора, предобработки, анализа и визуализации сложноструктурированных данных, с акцентом на сетевом анализе текстовой информации. Слушатели будут иметь возможность применить полученные навыки на практике для сетевого анализа сложноструктурированных текстовых данных. В качестве консультантов студентам будут предложены консультанты из числа сотрудников МЛ ПСА, которые смогут дать рекомендации о применимости сетевого и иных видов анализа в различных исследовательских проектах. Для работы применяется языки программирования Python и R и программы для анализа и визуализации сетей Pajek и Gephi. Предполагается, что студенты имеют начальный уровень знаний программного обеспечения Python и R.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь интерпретировать результаты анализа данных в SPSS с учетом ограничений и возможностей используемого инструментария;
  • - знать и уметь использовать возможности персонологического изучения личности, заключенные в классических аналитических теориях; - знать специфику и уметь применять техники глубинного анализа личности; - иметь навыки экзистенциально-психологического анализа личности; - иметь навык аналитической интерпретации индивидуальных жизненных случаев; - умение строить и применять персонологические модели консультирования и исследования, основанные на синтезе аналитических практик персонологии
  • - Man kann über seinen Tagesablauf, seine Begegnungen sprechen - kann über seinen Arbeitsplatz, seinen Arbeitstag, über die Arbeit am Computer sprechen - kann an einem Dialog über ein Geschäftstreffen teilnehmen - kann einen Brief schreiben, einen Termin vereinbaren - man kann Substantive, possessive Pronomina , Personalpronomina, Adjektive deklinieren
  • - to perceive and process, in accordance with the goal, various information in a foreign language obtained from print, audiovisual and electronic sources of information within the framework of professional, socio-political and socio-cultural spheres of communication;
  • - understand the emotionally rich information in direct communication with a native speaker; - Understand public speaking, including through technical means; - extract implicit information from an oral message of a monological or dialogical nature;
  • - use etiquette of written language correctly; - increase the level of educational autonomy; - independently set the goals of educational activities aimed at continuous self-education, look for effective strategies for achieving goals;
  • - Ability to determine cultural influences in SEA.
  • - use multiples to value equity;
  • - Особенности построения и работы функциональных схем счетных триггеров. Построение функциональных схем и принцип работы триггеров T-типа, D-типа. Построение универсального JK-триггера на основе RS-триггера с устранением состояния неопределенности.
  • - Построение суммирующего двоичного счетчика методом синтеза. Варианты графического изображения функциональных схем счетчиков (вертикальное и горизонтальное). Схемы делителя частоты импульсной последовательности на основе двоичных счетчиков (назначение, принцип построения и работа делителей с различными коэффициентами деления).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в сетевой анализ
  • Данные для сетевого анализа
  • Программы для анализа и визуализации социальных сетей
  • Глобальные сетевые характеристики (дескриптивный анализ)
  • Локальные сетевые характеристики: диады и триады в сети
  • Локальные сетевые характеристики: сплоченные подгруппы в сети
  • Продвинутая визуализация сетевых данных
  • Презентации проектов студентов
  • Введение в анализ неструктурированных данных, обсуждение структуры курса и правил его прохождения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Активность на занятиях
  • блокирующий Квиз
  • блокирующий Проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    Не подразумевает оценку
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Carrington, P. J., Scott, J., & Wasserman, S. (2005). Models and Methods in Social Network Analysis. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=132264
  • Kolaczyk, E. D., & Csárdi, G. (2014). Statistical Analysis of Network Data with R. New York: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=783200
  • Luke, D. A. . V. (DE-588)130032344, (DE-627)488060184, (DE-576)297960504, aut. (2015). A user’s guide to network analysis in R Douglas A. Luke. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.454121474
  • Nooy, W. de, Mrvar, A., & Batagelj, V. (2005). Exploratory Social Network Analysis with Pajek. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=138973

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Nooy, W. de, Batagelj, V., & Mrvar, A. (2011). Exploratory Social Network Analysis with Pajek: Vol. Rev. and expanded 2nd ed. Cambridge University Press.

Авторы

  • Мальцева Дарья Васильевна