• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

39.04.01 Sociology

Approved by
заседание Ученого Совета НИУ ВШЭ от 27.10.2021
HSE University Educational Standard
Last Update
Протокол №2.6-06.28/250624-5 заседания академического совета магистратуры "Социология публичной сферы и цифровая аналитика" факультета социальных наук от 25.06.2024
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

2 года

Full-time, 120

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Master

Double-degree Programme

No

Use of online learning

Tracks

2024/2025 Academic year

Sociology of Public Sphere and Social Communication

Type: General
Track Supervisor: Kozlova, Maria A.
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Key learning outcomes:
КОР-1 Обладает широкими знаниями в области социологической теории, способен аналитически сопоставлять социологические концепции, видеть преемственность в развитии социологического знания и, обнаруживая лакуны и противоречия в эмпирическом знании, конструировать релевантную рамку для развития теоретического знания
КОР-2 Обладает навыками планирования социологического исследования, хорошо сформированными навыками сбора социологической информации, владеет широким спектром количественных и качественных методов сбора данных, понимает их возможности и ограничения, определяет релевантные базы данных, электронные библиотечные системы, специализированные пакеты прикладных программ, способен к разработке программных и методических документов социологического исследования
КОР-3 Способен выполнять публичные функции социолога, выступать в роли организатора и фасилитатора публичного дискурса в отношении социально значимых вопросов, обладает знаниями и навыками организации межсекторных партнерств и фандрайзинга
Description of the professional field:
ПК-1 Способен к анализу актуального состояния гражданского общества, осуществлению теоретического анализа социальных проблем и обоснованному прогнозу последствий социальных трансформаций
ПК-2 Способен интегрировать и обоснованно использовать понятия и концепции философии, психологии, экономики, математики, в целях социологического анализа и в междисциплинарных исследованиях
ПК-3 Способен к осуществлению социологической и социально-гуманитарной экспертизы социально значимых проектов; эффективной коммуникации с представителями различных социальных групп и институтов
Description of educational modules:

Учебный план включает 5 блоков:
1). Теоретические и практико-ориентированные курсы, направленные на изучение социологических характеристик современности и практических проблем российского общества (Современная социологическая теория: теоретическая социология и проблемы современного общества; Публичная сфера общества; Культура российского общества: перспективы социологического исследования; Анализ городских сообществ; Новые медиа и цифровая культура; Психология воздействия в сфере социальных коммуникаций; Разнообразное общество: потенциал инклюзии на разных уровнях социального устройства) 
2). Курсы, направленные на овладение современными методами сбора и анализа социологической информации (Методология и методы исследований в социологии; Основы программирования в Python и анализа данных; Text Mining; Социологические методы онлайн-исследований; Интерактивная визуализация анализа данных). 
3). Научно-исследовательский семинар, в рамках которого студенты развивают компетенции в области организации и проведения социологического исследования, социологической экспертизы, работы с текстами, презентации результатов исследований разным аудиториям и т.п. 
4). Семинар наставника – курс руководителя трека, в рамках которого студентам предлагаются практико-ориентированные спецкурсы и мастер-классы, направленные на развитие компетенций, специфичных для выбранного трека подготовки «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций».
5). Проектная деятельность - вовлечение магистрантов в научно-учебные и проектно-учебные группы, совместные с преподавателями исследовательские проекты, поддержанные научными фондами, в экспедиции и выездные конференции, прикладные проекты, реализуемые в партнерстве с «внешними» организациями. 

Часть дисциплин студенты могут заменить курсами других магистерских программ, формируя таким образом индивидуальный план в соответствии с персональными академическими и практическими интересами

Digital Analytics of Social Processes

Type: General
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр
Key learning outcomes:
КОР-1 Владение на высоком уровне общесоциологическими теориями, методами и инструментами; в т.ч. относимыми к "качественной" и "количественной" парадигмам, а также к mixed methods
КОР-2 Владение на высоком уровне специальными статистическими и программистскими инструментами: теориями, приложениями, итерфейсами и т.п. - для сбора и анализа больших числовых и текстовых данных и построения на этой основе высокоточных прогностических моделей
КОР-3 Владение на уровне не ниже среднего программистскими средами и языками: Python и др. – для собственноручной разработки статистических и программистских инструментов (отдельных скриптов и скриптов, связанных в модули|библиотеки)
КОР-4 Освоение культуры комьюнити представителей компьютерных наук (языка общения, основных концепций и профессиональных правил)
Description of the professional field:
ПК-1 Проектировать, организовывать и проводить социологические исследования; в т.ч. собирать и анализировать большие числовые и текстовые данные
ПК-2 Проводить экспертизу организационных и результирующих документов исследований больших числовых и текстовых данных для целей социальных наук
ПК-3 Создавать программистский продукт для обеспечения исследований больших числовых и текстовых данных для целей социальных наук
ПК-4 Проводить экспертизу предложений и продуктов исполнителей-программистов на предмет (а) соответствия целям социальных наук и (б) полноты реализации этих целей; осуществлять иную медиацию между представителями социальных и компьютерных наук

Description of educational modules:

Учебный план включает 5 блоков:
1). Теоретические и практико-ориентированные курсы, направленные на изучение социологических характеристик современности и практических проблем российского общества (Современная социологическая теория: теоретическая социология и проблемы современного общества; Социальные системы и взаимодействия: современная социологическая теория в аналитической перспективе; Культура российского общества: перспективы социологического исследования; Новые медиа и цифровая культура; «Оцифрованное общество»: социальные процессы, социальное неравенство и трудовые отношения) 
2). Курсы, направленные на овладение современными методами сбора и анализа социологической информации (Методология и методы исследований в социологии; Основы программирования в Python и анализа данных; Text Mining; Большие данные из социальных медиа: сбор и разведочный анализ; Анализ сложноструктурированных данных, сетей и текстов; Интерактивная визуализация анализа данных). 
3). Научно-исследовательский семинар, в рамках которого студенты развивают компетенции в области организации и проведения социологического исследования, социологической экспертизы, работы с текстами, презентации результатов исследований разным аудиториям и т.п. 
4). Семинар наставника – курс руководителя трека, в рамках которого студентам предлагаются практико-ориентированные спецкурсы и мастер-классы, направленные на развитие компетенций, специфичных для выбранного трека подготовки «Цифровая аналитика социальных процессов». 
5). Проектная деятельность - вовлечение магистрантов в научно-учебные и проектно-учебные группы, совместные с преподавателями исследовательские проекты, прикладные проекты, реализуемые в партнерстве с «внешними» организациями. 

Часть дисциплин студенты могут заменить курсами других магистерских программ, формируя таким образом индивидуальный план в соответствии с персональными академическими и практическими интересами

2023/2024 Academic year

Sociology of Public Sphere and Social Communication

Type: General
Track Supervisor: Kozlova, Maria A.
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Key learning outcomes:
КОР-1 Обладает широкими знаниями в области социологической теории, способен аналитически сопоставлять социологические концепции, видеть преемственность в развитии социологического знания и, обнаруживая лакуны и противоречия в эмпирическом знании, конструировать релевантную рамку для развития теоретического знания
КОР-2 Обладает навыками планирования социологического исследования, хорошо сформированными навыками сбора социологической информации, владеет широким спектром количественных и качественных методов сбора данных, понимает их возможности и ограничения, определяет релевантные базы данных, электронные библиотечные системы, специализированные пакеты прикладных программ, способен к разработке программных и методических документов социологического исследования
КОР-3 Способен выполнять публичные функции социолога, выступать в роли организатора и фасилитатора публичного дискурса в отношении социально значимых вопросов, обладает знаниями и навыками организации межсекторных партнерств и фандрайзинга
Description of the professional field:
ПК-1 Способен к анализу актуального состояния гражданского общества, осуществлению теоретического анализа социальных проблем и обоснованному прогнозу последствий социальных трансформаций
ПК-2 Способен интегрировать и обоснованно использовать понятия и концепции философии, психологии, экономики, математики, в целях социологического анализа и в междисциплинарных исследованиях
ПК-3 Способен к осуществлению социологической и социально-гуманитарной экспертизы социально значимых проектов; эффективной коммуникации с представителями различных социальных групп и институтов
Description of educational modules:

Учебный план включает 5 блоков:
1). Теоретические и практико-ориентированные курсы, направленные на изучение социологических характеристик современности и практических проблем российского общества (Современная социологическая теория: теоретическая социология и проблемы современного общества; Публичная сфера общества; Культура российского общества: перспективы социологического исследования; Динамика публичной и приватной сфер в процессе урбанизации/дезурбанизации; Анализ городских сообществ; Новые медиа и цифровая культура; Психология воздействия в сфере социальных коммуникаций; Разнообразное общество: потенциал инклюзии на разных уровнях социального устройства) 
2). Курсы, направленные на овладение современными методами сбора и анализа социологической информации (Методология и методы исследований в социологии; Основы программирования в Python и анализа данных; Text Mining; Социологические методы онлайн-исследований; Интерактивная визуализация анализа данных). 
3). Научно-исследовательский семинар, в рамках которого студенты развивают компетенции в области организации и проведения социологического исследования, социологической экспертизы, работы с текстами, презентации результатов исследований разным аудиториям и т.п. 
4). Семинар наставника – курс руководителя трека, в рамках которого студентам предлагаются практико-ориентированные спецкурсы и мастер-классы, направленные на развитие компетенций, специфичных для выбранного трека подготовки «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций».
5). Проектная деятельность - вовлечение магистрантов в научно-учебные и проектно-учебные группы, совместные с преподавателями исследовательские проекты, поддержанные научными фондами, в экспедиции и выездные конференции, прикладные проекты, реализуемые в партнерстве с «внешними» организациями. 

Часть дисциплин студенты могут заменить курсами других магистерских программ, формируя таким образом индивидуальный план в соответствии с персональными академическими и практическими интересами

Digital Analytics of Social Processes

Type: General
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр
Key learning outcomes:
КОР-1 Владение на высоком уровне общесоциологическими теориями, методами и инструментами; в т.ч. относимыми к "качественной" и "количественной" парадигмам, а также к mixed methods
КОР-2 Владение на высоком уровне специальными статистическими и программистскими инструментами: теориями, приложениями, итерфейсами и т.п. - для сбора и анализа больших числовых и текстовых данных и построения на этой основе высокоточных прогностических моделей
КОР-3 Владение на уровне не ниже среднего программистскими средами и языками: Python и др. – для собственноручной разработки статистических и программистских инструментов (отдельных скриптов и скриптов, связанных в модули|библиотеки)
КОР-4 Освоение культуры комьюнити представителей компьютерных наук (языка общения, основных концепций и профессиональных правил)
Description of the professional field:
ПК-1 Проектировать, организовывать и проводить социологические исследования; в т.ч. собирать и анализировать большие числовые и текстовые данные
ПК-2 Проводить экспертизу организационных и результирующих документов исследований больших числовых и текстовых данных для целей социальных наук
ПК-3 Создавать программистский продукт для обеспечения исследований больших числовых и текстовых данных для целей социальных наук
ПК-4 Проводить экспертизу предложений и продуктов исполнителей-программистов на предмет (а) соответствия целям социальных наук и (б) полноты реализации этих целей; осуществлять иную медиацию между представителями социальных и компьютерных наук


Description of educational modules:

Учебный план включает 5 блоков:
1). Теоретические и практико-ориентированные курсы, направленные на изучение социологических характеристик современности и практических проблем российского общества (Современная социологическая теория: теоретическая социология и проблемы современного общества; Социальные системы и взаимодействия: современная социологическая теория в аналитической перспективе; Культура российского общества: перспективы социологического исследования; Динамика публичной и приватной сфер в процессе урбанизации/дезурбанизации; Новые медиа и цифровая культура; «Оцифрованное общество»: социальные процессы, социальное неравенство и трудовые отношения) 
2). Курсы, направленные на овладение современными методами сбора и анализа социологической информации (Методология и методы исследований в социологии; Основы программирования в Python и анализа данных; Text Mining; Майнинг данных и машинное обучение в социальных науках; Майнинг данных и машинное обучение в социологическом эксперименте; Анализ сложноструктурированных данных, сетей и текстов; Интерактивная визуализация анализа данных). 
3). Научно-исследовательский семинар, в рамках которого студенты развивают компетенции в области организации и проведения социологического исследования, социологической экспертизы, работы с текстами, презентации результатов исследований разным аудиториям и т.п. 
4). Семинар наставника – курс руководителя трека, в рамках которого студентам предлагаются практико-ориентированные спецкурсы и мастер-классы, направленные на развитие компетенций, специфичных для выбранного трека подготовки «Цифровая аналитика социальных процессов». 
5). Проектная деятельность - вовлечение магистрантов в научно-учебные и проектно-учебные группы, совместные с преподавателями исследовательские проекты, прикладные проекты, реализуемые в партнерстве с «внешними» организациями. 

Часть дисциплин студенты могут заменить курсами других магистерских программ, формируя таким образом индивидуальный план в соответствии с персональными академическими и практическими интересами

 

Competitive Advantages

1) Магистранты овладевают практическими навыками организации и проведения качественных и количественных социологических исследований на традиционных опросных и на нереактивных данных из веб-источников; анализа данных с привлечением современных востребованных алгоритмов Data Science; презентации результатов исследований на русском и английском языке.
2) Курсы читают ведущие российские и зарубежные специалисты частично в формате онлайн-телеконференций, в том числе на английском языке. В числе преподавателей программы 3 ординарных профессора НИУ ВШЭ, 6 докторов социологических наук, 2 обладателя степени PhD, 11 кандидатов наук.
3) Магистранты включаются в проекты Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ, что дает им возможность совершенствовать исследовательские навыки в работе по социально значимым темам, а также навыки сотрудничества с учеными мирового уровня из США, Великобритании, Норвегии и других стран. Это повышает шансы магистрантов на международную академическую мобильность.
4) Занятия проходят в различных форматах: не только в виде лекций и семинаров, но и в виде дискуссионных клубов, мастер-классов, исследовательских лабораторий, деловых игр, в организации и проведении которых участвуют как представители академического сообщества, так и практики – представители общественных и культурных организаций и бизнеса.
5) Магистранты участвуют в научно-учебных и проектно-учебных группах, а также в совместных с преподавателями исследовательских проектах, поддержанных научными фондами, что позволяет не только повышать квалификацию и наращивать исследовательские компетенции, но и получать за это зарплату, а также стимулирует публикационную активность, особенно значимую в случае ориентации на продолжение исследовательской деятельности и в контексте перспективы поступления в аспирантуру.
6) Ежегодно студенты программы участвуют в экспедициях и выездных конференциях, что расширяет исследовательские горизонты и позволяет молодым специалистам наращивать социальный капитал.

Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

В ходе обучения магистранты формируют следующие компетенции:
- Способность к анализу актуального состояния гражданского общества, осуществлению теоретического анализа социальных проблем и обоснованному прогнозу последствий социальных трансформаций;
- Способность интегрировать и обоснованно использовать понятия и концепции философии, психологии, экономики, математики, в целях социологического анализа и в междисциплинарных исследованиях;  
- Способность к осуществлению социологической и социально-гуманитарной экспертизы социально значимых проектов; эффективной коммуникации с представителями различных социальных групп и институтов.
- Готовность к разработке программных и методических документов социологического исследования и оформлению научно-технической документации для всех этапов социологического исследования. 
- Способность к решению организационных и методических вопросов сбора информации в соответствии с поставленными задачами и методической стратегией исследования.
- Способность к составлению технических заданий на разработку программных продуктов для решения задач социологического исследования, анализа и прогноза.
Таким образом, успешно освоивший программу обучения выпускник МП СПСиЦА обладает широкими знаниями в области социологической теории, способен аналитически сопоставлять социологические концепции, видеть преемственность в развитии социологического знания и, обнаруживая лакуны и противоречия в эмпирическом знании, конструировать релевантную рамку для развития теоретического знания, обладает навыками планирования социологического исследования, хорошо сформированными навыками сбора социологической информации, владеет широким спектром количественных и качественных методов сбора данных, понимает их возможности и ограничения, определяет релевантные базы данных, электронные библиотечные системы, специализированные пакеты прикладных программ, способен к разработке программных и методических документов социологического исследования, к выполнению необходимых статистических процедур при использовании специализированных пакетов прикладных программ, владеет современными инструментами анализа данных на высоком уровне, в т.ч. навыками программирования, алгоритмизации и математическими методами при решении задач анализа данных, а также к выполнению публичных функций социолога, обладает знаниями и навыками организации межсекторных партнерств и фандрайзинга.

Возможные векторы трудоустройства выпускников магистерской программы «Социология публичной сферы и цифровая аналитика»:
Научная и преподавательская карьера:
·                  продолжение обучения в академической аспирантуре НИУ ВШЭ
·                  получение степени PhD в ведущих мировых университетах мира
·                  научная и преподавательская деятельность в учебных заведениях высшего профессионального образования, в т.ч. НИУ ВШЭ;
Работа в научно-исследовательских центрах (международные лаборатории НИУ ВШЭ, ВЦИОМ, ФОМ, ГфК-Русь, Ромир, Ipsos Comcon);
Работа в исследовательских подразделениях крупных компаний (МТС, Nielsen Russia, Unilever, Сбербанк, Lego); рекрутинговых и консалтинговых компаниях;
Работа в неправительственных и некоммерческих организациях: общественные и благотворительные фонды, советы и т.д. (CAF, UNICEF, WWF), в современных культурных центрах и арт-площадках (Музей современного искусства «Гараж», ММОМА)

Programme Modules

Учебный план включает 5 блоков:
1). Теоретические и практико-ориентированные курсы, направленные на изучение социологических характеристик современности и практических проблем российского общества (Современная социологическая теория: теоретическая социология и проблемы современного общества; Социальные системы и взаимодействия: современная социологическая теория в аналитической перспективе; Публичная сфера общества; Культура российского общества: перспективы социологического исследования; Анализ городских сообществ; Новые медиа и цифровая культура; Психология воздействия в сфере социальных коммуникаций; Разнообразное общество: потенциал инклюзии на разных уровнях социального устройства; «Оцифрованное общество»: социальные процессы, социальное неравенство и трудовые отношения) 
2). Курсы, направленные на овладение современными методами сбора и анализа социологической информации (Методология и методы исследований в социологии; Основы программирования в Python и анализа данных; Text Mining; Большие данные из социальных медиа: сбор и разведочный анализ; Социологические методы онлайн-исследований; Анализ сложноструктурированных данных, сетей и текстов; Интерактивная визуализация анализа данных). 
3). Научно-исследовательский семинар, в рамках которого студенты развивают компетенции в области организации и проведения социологического исследования, социологической экспертизы, работы с текстами, презентации результатов исследований разным аудиториям и т.п. 
4). Семинар наставника – курс руководителя трека, в рамках которого студентам предлагаются практико-ориентированные спецкурсы и мастер-классы, направленные на развитие компетенций, специфичных для выбранного трека подготовки («Социология публичной сферы и социальных коммуникаций» / «Цифровая аналитика социальных процессов»). 
5). Проектная деятельность - вовлечение магистрантов в научно-учебные и проектно-учебные группы, совместные с преподавателями исследовательские проекты, поддержанные научными фондами, в экспедиции и выездные конференции, прикладные проекты, реализуемые в партнерстве с «внешними» организациями. 

Часть дисциплин студенты могут заменить курсами других магистерских программ, формируя таким образом индивидуальный план в соответствии с персональными академическими и практическими интересами

Receipt
List of Professional Standards

Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям
(УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.10.2021 № 751н)

Information Circle
Information about choosing tracks / Selection (Assignment) of Tracks/Specializations
  1. Студент 1 курса не позднее 06 сентября посредством онлайн-формы или с использованием корпоративной почты студента сообщает менеджеру отдела сопровождения учебного процесса свои пожелания относительно образовательного трека магистратуры: трек первого приоритета и трек второго приоритета.
  2. В срок до 09 сентября включительно академический руководитель образовательной программы совместно с руководителями треков и менеджером отдела сопровождения учебного процесса распределяет студентов на треки, учитывая их пожелания и исходя, в первую очередь, из количества баллов, полученных студентом на вступительных испытаниях, и во вторую очередь, из количества мест на треках.
  3. Отклонение от срока выбора треков 06 сентября и срока распределения студентов на треки 09 сентября возможно для студентов, зачисленных на образовательную программу позднее 09 сентября.
  4. Студент будет зачислен в порядке очереди (от высшего балла поступивших к низшему):

- на трек первого приоритета при условии достаточного количества мест на треке первого приоритета;

- на трек второго приоритета при условии отсутствия свободных мест на треке первого приоритета.

  1. Академическим руководителем образовательной программы количество мест на треке может быть увеличено или уменьшено в пользу другого трека.
  2. Распределение студентов на треки публикуется менеджером отдела сопровождения учебного процесса на интернет-странице образовательной программы и доводится до сведения студентов посредством уведомления по корпоративной электронной почте.
  3. В процессе обучения возможен переход студентов между треками по согласованию с руководителями треков и академическим руководителем образовательной программы.
     

    Организация распределения студентов на образовательные треки образовательной программы магистратуры Социология публичной сферы и цифровая аналитика (PDF, 363 Кб)

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Sociology of Public Sphere and Digital Analytics'

Go to Programme Contents and Structure