• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Project Seminar "Critical Thinking and Problem Solving"

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 2 module

Instructors


Kiselev, Stanislav


Timakov, Valentin

Программа дисциплины

Аннотация

В эпоху, характеризующуюся быстрыми переменами, сложными задачами и постоянным притоком информации, способность критически мыслить и точно решать проблемы стала важнейшим навыком. В динамичном мире современного бизнеса успех зависит не только от знаний из учебников и технических навыков. Это требует умения тонко ориентироваться в сложных задачах, принимать обоснованные решения и разрабатывать инновационные решения.В современной глобальной экономике предприятия сталкиваются с целым рядом многогранных проблем, от волатильности рынка до этических дилемм и технологических сбоев. Способность анализировать эти хитросплетения, распознавать лежащие в их основе закономерности и синтезировать информацию — вот что отличает исключительных профессионалов бизнеса. Критическое мышление — это не просто умение задавать вопросы; это умение задавать правильные вопросы, а затем анализировать сложные проблемы для принятия обоснованных решений.Критическое мышление — это система суждений, которую применяют для анализа и оценки событий и информации, интерпретации явлений, а также для последующего составления объективных выводов. Другими словами, это умение не принимать на веру все подряд, подвергать любую информацию осмыслению и делать правильные выводы.Критическое мышление — это нечто большее, чем просто глубокое размышление; речь идет о мышлении активном, систематическом и вдумчивом. Это способность анализировать информацию, оценивать аргументы и выносить обоснованные суждения. На этом курсе студенты научатся подвергать сомнению предположения, бросать вызов своим собственным убеждениям и подходить к проблемам с интеллектуальным любопытством. Критическое мышление является краеугольным камнем принятия обоснованных решений, эффективной коммуникации и обучения на протяжении всей жизни.Решение проблем лежит в основе инноваций и прогресса. Независимо от того, решаете ли вы сложные математические уравнения, социальные проблемы или личные задачи, способность решать проблемы эффективно и творчески бесценна. Этот курс познакомит вас с различными техниками и стратегиями решения проблем, от структурированных подходов до творческого мозгового штурма, что позволит вам уверенно и адаптивно подходить к решению задач.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение критического мышления имеет первостепенное значение из-за его всепроникающего влияния практически на каждый аспект профессиональной деятельности. Этот навык наделяет учащихся гибкостью ума и аналитическими способностями, необходимыми для того, чтобы ориентироваться во все более сложном и управляемом информацией мире. Критическое мышление — это разумное и рефлексивное мышление, направленное на принятие решения о том, что делать или во что верить. Хороший критический мыслитель обладает способностью тщательно находить и исследовать информацию, понимать и оценивать аргументы и доказательства, а также использовать их для вынесения обоснованного суждения. Основная цель курса - развить способность студентов стать хорошими критическими мыслителями.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Улучшенные навыки критического мышления: Учащиеся разовьют повышенную способность критически анализировать информацию, оценивать аргументы и выявлять логические ошибки. Они научатся подходить к проблемам и решениям с более проницательным и аналитическим складом ума.
  • Повышение уровня владения навыками решения проблем: Цель курса – представить студентам набор методов и стратегий решения проблем, получение практических знаний по анализу сложных проблем, выявлению первопричин и по разработке эффективных решений.
  • Повышение информационной грамотности: учащиеся получат практические навыки по определению заслуживающих доверия источников и исключению ненадежных. Они научатся оценивать доказательства, распознавать предвзятость и выносить обоснованные суждения при получении информации в различных контекстах.
  • Улучшенные коммуникативные навыки: Критическое мышление и умение решать проблемы тесно связаны с эффективным общением. Учащиеся улучшат свою способность четко формулировать свои мысли, приводить убедительные аргументы и вступать в содержательные дискуссии с другими.
  • Инновации и креативность: Курс развивает креативность, поощряя студентов искать нестандартные решения, мыслить без предвзятостей и шаблонов, подходить к проблемам учитывая разные точки зрения. Курс направлен также на развитие способности генерировать инновационные идеи.
  • Адаптивность и обучение на протяжении всей жизни: Курс содействует развитию мышления, ориентированного на адаптивность и непрерывное обучение. Студенты будут лучше подготовлены к процветанию в быстро меняющемся мире, адаптируясь к новой информации, к технологиям и вызовам.
  • Повышенная уверенность: По мере того, как учащиеся приобретают больше знаний и опыта в области критического мышления и решения проблем, они обретают уверенность в своей способности решать сложные задачи, принимать решения и ориентироваться в сложных ситуациях.
  • Подготовка к профессиональным ролям: Эти навыки жизненно необходимы в работе руководителей в бизнесе, правительстве, некоммерческих организациях и других секторах экономики. Курс готовит студентов к тому, чтобы они стали эффективными лидерами, способными решать сложные проблемы и принимать стратегически верные решения.
  • Принятие этических решений: Учащиеся получат более глубокое понимание этических дилемм и способность принимать морально обоснованные решения. Они научатся учитывать более широкие последствия своего выбора для общества, заинтересованных сторон и своих собственных ценностей.
  • Улучшение процесса принятия решений в повседневной жизни: курс позволит студентам принимать более обоснованные и рациональные решения в своей личной жизни, от финансовых решений до решений, связанных со здоровьем.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в критическое мышление 1
  • Основы логики и аргументации 1
  • Анализ и оценка информации 1
  • Интерпретация 1
  • Умозаключения 1
  • Процесс принятия решений 1
  • Решение проблем и поиск решений 1
  • Барьеры и когнитивные искажения 1
  • Креативное мышление 1
  • Применение в профессиональной сфере 1
  • Критическое мышление и этика 1
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на лекциях и семинарах 
  • неблокирующий Исследовательская работа
    Исследовательская работа выполняется каждым студентом индивидуально, согласно рекомендациям, публикуемым для сведения студентов на диске курса. Корректировка тем допускается по согласованию с преподавателем семинаров. При написании работы рекомендуется опираться на рекомендованную литературу (как основную, так и дополнительную), а также самостоятельно подобранные источники (рекомендуется использовать академические источники, если обратное не обосновано задачами исследования). Объем работы 7.000 - 10.000 знаков (с пробелами). Использование AI генерации текста без авторской обработки не допускается. Формат проверки авторства - на усмотрение преподавателя (автоматизированные ресурсы content-checking, экспертная оценка, собеседование с автором и т.п.). За работы, не прошедшие проверку авторства, выставляется оценка 0 баллов. Готовые работы должны быть размещены на диске курса для проверки не позже, чем за 15 дней до начала сессии. За каждый день просрочки начисляется штрафной балл. При просрочке более, чем на 3 дня, работа не проверяется (выставляется оценка 0 баллов), независимо от качества работы. Исключение: отсутствие по уважительной причине (акцептованной деканатом) в период сдачи работ. В этом случае работы принимаются в срок, не позже, чем за 3 дня до начала сессии. Работы, сданные позже (независимо от причины), к проверке не принимаются (выставляется оценка 0 баллов).
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен по данной дисциплине проводится в виде итогового теста (в виде очного теста в LMS) преподаватель оценивает работу студента по следующему принципу: правильный ответ на тестовый вопрос – 1 балл. Всего в тесте 40 вопросов. Оценка Балл «Отлично, 10" - 30 баллов, «Отлично, 9" 29 баллов, «Отлично, 8 » 28 баллов; «Хорошо, 7» 25-27 баллов; «Хорошо, 6» 22-24 баллов; «Удовлетворительно, 5» 19-21 баллов; «Удовлетворительно, 4» 15-18; «Неудовлетворительно, 3» 12-14 баллов; «Неудовлетворительно, 2»: 9-11; «Неудовлетворительно, 1»: 7-10 баллов; «Не удовлетворительно, 0»: Меньше 6 баллов Комментарий Курс не предусматривает освобождения студентов от экзамена. Форма экзамена: Экзамен проводится в письменной форме. Пожалуйста, будьте внимательны и чётко следуйте инструкциям! Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam, онлайн платформе для проведения тестовых заданий различного уровня сложности. Сдача экзамена проводится в специально подготовленном компьютерном классе. При невозможности физического присутствия в классе студент, с разрешения академического руководителя, сдает экзамен удаленно. Ссылка на прохождение экзаменационного задания будет доступна студенту в РУЗ. Длительность экзамена составляет 60 мин. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://eduhseru-my.sharepoint.com/:b:/g/personal/vsukhomlinov_hse_ru/EUhZkYaRxQRLh9bSkXKptkUBjy7gGBj39W_pwqgqqNo_aA?e=fn0t9N Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam более 1 минуты. Долговременное нарушение связи во время экзамена является основанием для принятия решения о прекращении экзамена и выставление оценки “неудовлетворительно” (0 по десятибалльной шкале. В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.25 * Активность на лекциях и семинарах  + 0.25 * Исследовательская работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alpina - 18809 - Д. Канеман - Думай медленно, решай быстро (краткое изложение) - 9785961400305kk - КнигиКратко - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/18809
  • Alpina - 20035 - Т.Чатфилд - Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение (краткое изложение) - 9785961400350kk - КнигиКратко - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/20035
  • Думай медленно... решай быстро, Канеман, Д., 2021
  • Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение : пер. с англ., Чатфилд, Т., 2019
  • Психология критического мышления, Халперн, Д., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 20002 - Н.Непряхин; Т.Пащенко - Критическое мышление: Железная логика на все случаи жизни - 9785961433661 - Альпина.Дети - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/20002

Авторы

  • Тимаков Валентин Витальевич
  • Киселев Станислав Вячеславович