Мужской взгляд на магистерскую программу "Прикладная социальная психология"
Выпускники магистерской программы "Прикладная социальная психология", Харитоненко Алексей, Кузнецов Никита и Алексеев Глеб, рассказали об обучении на Программе в НИУ ВШЭ и в Университете Тилбурга
Алексей, хотелось ли тебе изначально поехать в Тилбург (еще до поступления) или желание пришло, когда ты уже учился на программе в Вышке? Расскажи, пожалуйста, как это произошло и почему ты решил поехать.
Поехать в Тилбург было для меня важной целью еще до моего обучения на программе в Вышке. Вообще говоря, наличие возможности получить двойной диплом (российский и европейский) было для меня очень значимым фактором при выборе программы магистратуры. Когда я узнал, что в Вышке есть такая программа, то сразу возникло понимание, что это именно то, что мне нужно, т. к. мне хотелось продолжить свое развитие в области психологии на международном уровне.
Что же касается обучения именно в Нидерландах, то еще в начальных классах мой дедушка профессор-ревматолог приехал из Голландии с Европейской конференции и много рассказывал про удивительную, красивую страну, где много внимания уделяется образованию и чистым технологиям. Тогда мне очень захотелось попасть туда. Это желание только укрепилось за время учебы в Вышке.
Какое твое самое яркое впечатление от обучения в Тилбурге? Может быть, что-то связанное с культурными особенностями или студенческой жизнью?
Нидерланды просто привели меня в восторг: везде пандемия, грустные и задумчивые люди в масках, но здесь, в Тилбурге, спокойно, улыбающиеся лица и всюду велосипеды, словно можно сесть и уехать от всех проблем. Потрясающая природа. Вообще, Тилбург — очень маленький и спокойный город, это меня порадовало, потому что там, например, нет большого количества туристов, как в Амстердаме. Также, попав в местный студенческий городок, даже несмотря на пандемию, появилось ощущение больших возможностей, открывающихся передо мной в профессиональном и академическом плане.
Насколько мне известно, в Тилбурге нужно выбирать между треками «Организационная психология» и «Экономическая психология». Какой трек выбрал ты и почему? Сложно ли давалась учеба?
Да, в самом деле, в Тилбурге есть два трека по общей программе «Социальная психология». Мой выбор пал на организационную психологию, поскольку меня всегда интересовали вопросы профессиональной мотивации и психологического здоровья сотрудников (например, профилактика выгорания, повышение вовлеченности в работу). Также за время обучения в Вышке, например, когда мы изучали кросс-культурные аспекты в организационном контексте, я понял, что именно это направление меня интересует больше всего.
Что касается сложности обучения, то не могу сказать, что учеба была какой-то непосильной. Я думаю, уровень сложности обучения в Тилбурге и в Вышке был примерно одинаковый: учеба была интенсивной, но все же времени на восстановление и отдых было достаточно.
Как ты считаешь, знания, которые ты получил на первом году обучения в Вышке, пригодились тебе при обучении в Тилбурге? Совпали ли твои ожидания от обучения в Тилбурге с реальностью?
Знания, полученные в Вышке, не просто пригодились, а составили необходимый фундамент для продолжения моего обучения в Тилбурге. Они выступили как основа, база, на которую наслаивались более узко направленные знания, полученные мною уже в Тилбурге.
По поводу моих ожиданий от обучения могу сказать, что, конечно, переход на онлайн-формат в Тилбурге был достаточно разочаровывающим. На самом деле, я впервые приехал туда только в мае, под конец моего обучения, потому что в этом просто не было необходимости — у нас весь учебный год прошел в дистанционном режиме, включая все экзамены и даже стажировку. В этом смысле очень тяжело погрузиться в студенческую жизнь, общаться с другими ребятами и познавать культуру Нидерландов, когда все обучение ограничивается встречами в видеоконференциях и переписками по почте. Но из плюсов могу сказать, что даже в таких условиях, качество обучения ничуть не пострадало, онлайн-формат обучения был хорошо налажен, не было ощущения, что университет был к этому не готов. Наоборот, преподаватели часто находили какие-то новые методы подачи материала и внедряли дополнительные медиаресурсы. Так что от обучения я получил именно тот высокий уровень подготовки, который и ожидал, даже несмотря на то, что условия для реализации обучения были ограничивающими.
Чем больше всего отличаются, на твой взгляд, треки в Тилбурге и Вышке? А чем они похожи?
Я думаю, что главное отличие между треками заключается в том, что в Вышке мы получили очень фундаментальные знания, изучали теории и подходы, которые являются основополагающими в психологии и которые просто необходимо знать, прежде чем начнешь углубляться дальше в свою специальность. В Тилбурге же, наоборот, приобретаешь знания очень конкретные и специфичные твоему направлению, так что я считаю, что треки прекрасно дополняют друг друга.
Из того, чем они похожи, могу выделить большой фокус на практичности знаний: и в Вышке, и в Тилбурге много внимания уделяется тому, как можно полученные знания применять в реальных ситуациях. Также в обоих треках мне понравилось то, что в обучении используются результаты самых недавних научных исследований, так что можно быть уверенным, что ты приобретаешь знания, актуальные на сегодняшний день.
Часть твоего обучения на первом курсе программы пришлась на период пандемии COVID-19, и пары проводились в онлайн-формате. Сложно ли было адаптироваться к новому формату? Что было особенно трудным и как ты с этим справился?
Я, как интроверт, не испытывал особых трудностей с адаптацией к онлайн-формату, хотя бы в плане социализации и моего психологического состояния. Также я видел в переходе на дистанционное обучение большую экономию времени, поскольку дорога до университета и обратно занимала у меня несколько часов каждый день. Однако из трудностей все же стоит отметить, что, конечно, проще и быстрее выйти на контакт с преподавателями или другими студентами, когда вы все находитесь в университете, так что в каком-то смысле скорость коммуникации при онлайн-формате, на мой взгляд, значительно снижается. Но помогло в этом плане то, что и преподаватели, и другие ребята из группы, к счастью, были доступны для связи по электронной почте и в мессенджерах.
Чем ты сейчас занимаешься в профессиональном плане? Какие у тебя планы на будущее? Будешь ли ты и дальше развиваться в области социальной психологии?
Безусловно, я планирую дальше развиваться в области социальной психологии в целом и, в частности, организационной психологии. За время обучения в Тилбурге мы выполняли несколько проектов для разных организаций (например, разрабатывали программы по развитию лидерства, планировали интервенции для повышения вовлеченности сотрудников в работу и т. д.), затем я проходил стажировку в области Human Resources Management в Люксембурге в рамках моего обучения в Тилбурге (стажировка является частью учебного плана). Теперь, после получения дипломов, я планирую продолжить свое развитие в этой сфере и вижу свой профессиональный рост в направлении консалтинга, организационного развития и HR.
Никита, хотелось ли тебе изначально поехать в Тилбург (еще до поступления) или желание пришло, когда ты уже учился на программе в Вышке? Расскажи, пожалуйста, как это произошло и почему ты решил поехать.
Да, в Тилбурге я хотел обучаться как только узнал о самой магистерской программе (во время учебы в бакалавриате). Во время бакалавриата в Вышке у меня не получилось попробовать программы мобильности или другие способы обучения заграницей, так что обучение в Тилбурге я упускать не хотел. Однако так как моя магистратура выпала на самый пик пандемии, то были сильные опасения о том, что в целом не будет возможности там обучаться. К счастью, Тилбург был готов к пандемии, и перевел все свои курсы в онлайн формат.
Какое твое самое яркое впечатление от обучения в Тилбурге? Может быть, что-то связанное с культурными особенностями или студенческой жизнью?
Как я уже говорил, Тилбург перевел все свои курсы в онлайн режим. И даже если студенты находились в Нидерландах, они посещали пары в онлайн формате. По этой причине я решил в первом семестре остаться в Москве и обучаться дистанционно. А во втором семестре, когда ситуация с пандемией стала чуть легче, именно изучение новых предметов закончилось, и остались только написание диплома и производственная практика, ради которых ехать в Тилбург показалось нерациональным. Так что самым ярким для меня, наверное, является формат обучения. Когда все пары проходят онлайн, и студенты на них присутствуют из разных уголков земли. При этом я боялся, что качество обучения будет намного хуже очного, однако по итогу сложилось ощущение, будто многие преподаватели уже имели большой опыт ведения онлайн занятий, так как пары проходили без каких-либо сложностей. Отдельно хотел заметить, что если в России на онлайн занятиях почти невозможно заставить студентов включить свои камеры, что ухудшает динамику занятия, то в Тилбурге буквально у пары человек только были выключены видео. Очень приятно не только слышать других студентов, но еще и видеть, хоть и в онлайн формате.
Насколько мне известно, в Тилбурге нужно выбирать между треками «Организационная психология» и «Экономическая психология». Какой трек выбрал ты и почему? Сложно ли давалась учеба?
Я выбрал организационную психологию, так как мне интересна эта область. Выгорание и продуктивность сотрудников, их взаимодействие между собой, работа в командах - это лишь небольшая часть того, с чем организационные психологи работают, и которая серьезно связана с успешностью компании и состоянием самих сотрудников.
Мне кажется, что учеба и не должна даваться совсем без сложностей, ведь чаще всего это означает то, что либо студент не до конца понимает того, что изучает, либо он учится тому, что и так умеет. Какие-то задания выполнялись более спокойно, какие-то требовали намного больше времени и усердия. Но там точно не было “невыполнимых” задач.
Как ты считаешь, знания, которые ты получил на первом году обучения в Вышке, пригодились тебе при обучении в Тилбурге? Совпали ли твои ожидания от обучения в Тилбурге с реальностью?
До обучения на данной магистратуре, я окончил бакалавриат психологии в Вышке. Поэтому, если честно, первый год не дал мне особо новых знаний о психологии, которые бы мне пригодились в Тилбурге. Если бы до этого я обучался в другом университете, или в другой области, то те же знания о математических методах очень сильно бы мне помогли в дальнейшем, однако почти все эти знания я получил еще при обучении в бакалавриате.
А вот обучение в Тилбурге меня полностью удовлетворило. За тот небольшой период обучения я посетил много интересных лекций, попробовал себя в роли модератора дискуссии у иностранных студентов, примерил на себе роль руководителя небольшой консалтинговой компании, провёл интервью у руководителя HR департамента иностранной компании и много чего еще.
Чем больше всего отличаются, на твой взгляд, треки в Тилбурге и Вышке? А чем они похожи?
Как мне показалось, первый год обучения в Вышке был сильно ориентирован на изучение теоретических основ социальной и социокультурной психологии. Какой-либо привязки к практическому/реальному применению знаний, к сожалению, я не увидел. Тилбург за более короткий срок (так как именно обучение новым курсам там шло всего полгода) смог вместить как и погружение в необходимую теорию, так и дать студентам самим опробовать на практике полученные знания.
Оба года обучения велись на английском языке, так что я думаю, что это было одинаковым:)
Часть твоего обучения на первом курсе программы пришлась на период пандемии COVID-19, и пары проводились в онлайн-формате. Сложно ли было адаптироваться к новому формату? Что было особенно трудным и как ты с этим справился?
Как я уже говорил, Тилбург основательно подошел к вопросу проведения занятий в онлайн формате. У всех студентов был свой аккаунт в Zoom, все ссылки на занятия были заранее известны, преподаватели тоже не испытывали сложности при таком формате ведения занятий. Так что я бы не сказал, что были какие-то сложности со стороны Тилбурга в этом плане. Ну а я уже давно привык общаться с людьми с помощью компьютера, так что тоже не ощутил каких-либо серьезных проблем.
Чем ты сейчас занимаешься в профессиональном плане? Какие у тебя планы на будущее? Будешь ли ты и дальше развиваться в области социальной психологии?
Я еще с конца своего обучения в бакалавриате пошел работать в консалтинговую компанию, и так и продолжаю в ней работать. Изучаю и работаю с вовлеченностью сотрудников, их выгоранием, взаимодействием. Мне нравится ощущать, что моя работа (изучение и измерение данных вещей в разных компаниях, создание рекомендаций для изменения ситуаций) может улучшать жизнь не одному конкретному сотруднику, в сразу группе работников одной компании. Продолжаю развиваться в этой области, получаю сейчас больше опыта уже из “поля”.
Может быть, когда я пойму, что именно я хочу изучать в социальной психологии как науке (а не как в практике), то я вернусь к академической деятельности, но пока что меня полностью устраивает то, где я нахожусь, и что я делаю.
Глеб, хотелось ли тебе изначально поехать в Тилбург (еще до поступления) или желание пришло, когда ты уже учился на программе в Вышке? Расскажи, пожалуйста, как это произошло и почему ты решил поехать.
Перед поступлением в Вышку у меня был план попробовать поступить в Тилбург, но в середине года я чуть не передумал в силу личных обстоятельств. За пару недель до дедлайна все же решил отправить документы в Тилбург.
Какое твое самое яркое впечатление от обучения в Тилбурге? Может быть, что-то связанное с культурными особенностями или студенческой жизнью?
Мне нравились наши групповые задания. Они были сложными и практико ориентированными. Например, однажды нам дали задание создать вирусную маркетинговую стратегию. Помимо всего прочего, я еще создавал маску для Instagram*, которую впоследствие использовали около 1,5 тысяч раз без какого-либо продвижения, а мой одногруппник написал небольшую видеоигру на Python.
Насколько мне известно, в Тилбурге нужно выбирать между треками «Организационная психология» и «Экономическая психология». Какой трек выбрал ты и почему? Сложно ли давалась учеба?
Я выбрал «Экономическую психологию», потому что меня больше интересовали исследования в области принятия решений и т.д. Из трудностей бывали частые тесты и групповые задания, но ничего непосильного.
Как ты считаешь, знания, которые ты получил на первом году обучения в Вышке, пригодились тебе при обучении в Тилбурге? Совпали ли твои ожидания от обучения в Тилбурге с реальностью?
Уверен, что первый год в Вышке мне очень пригодился. Несмотря на то, что я заканчивал бакалавриат в области психологии, у меня было много пробелов в знаниях касательно методов исследования, современной социальной психологии и многого другого. Еще за первый год обучения в Вышке я прокачал свои навыки работы с данными и академического английского. Так что я думаю, что в каком-то смысле первый год был для меня даже более полезным.
Чем больше всего отличаются, на твой взгляд, треки в Тилбурге и Вышке? А чем они похожи?
Я мало что знаю о треке «Организационная психология», но думаю, что самое большое отличие в том, что на треке «Организационная психология» ты получаешь знания для работы «внутри» компании. Например, учишься тому, как повышать продуктивность сотрудников и их удовлетворенность работой, помогать им избежать эмоционального выгорания и т. д. «Экономическая психология» больше посвящена работе «вне компании» (даже если все время работаешь за компьютером). Например, учишься проводить исследования того, как люди воспринимают бренд, потребительского спроса и т. д.
Часть твоего обучения на первом курсе программы пришлась на период пандемии COVID-19, и пары проводились в онлайн-формате. Сложно ли было адаптироваться к новому формату? Что было особенно трудным и как ты с этим справился?
Самым сложным было отсутствие социальных контактов с другими студентами. Я не знаю, как это можно компенсировать, если честно.
Чем ты сейчас занимаешься в профессиональном плане? Какие у тебя планы на будущее? Будешь ли ты и дальше развиваться в области социальной психологии?
В настоящее время работаю в отделе маркетинга. Я занимаюсь исследованиями лидеров мнений в социальных сетях, различными видами аналитики и так далее. Я хочу продолжить свою академическую карьеру, поэтому с нетерпением жду возможности получить докторскую степень по психологии в следующем году.
* Instagram - запрещённая в России соцсеть.