Summary of Degree Programme
38.04.01 Economics
No
2 года
Full-time, 120 з.е.
RUSENG
Instruction in Russian with some courses in English
Master
No
2024/2025 Academic year
Statistical Analysis in Economics
КОР-1 | Знает основные принципы работы с данными, владеет современными инструментами анализа данных на начальном уровне, в т.ч. навыками программирования, алгоритмизации и математическими методами при решении задач анализа данных. |
КОР-2 | Демонстрирует прочные знания и понимание микроэкономики, макроэкономики, эконометрики. |
КОР-3 | Осуществляет сбор, анализ и обработку информации и научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач. |
КОР-4 | Анализирует и интерпретирует данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявляет тенденции изменения социально-экономических показателей. |
КОР-5 | На основе описания экономических процессов и явлений строит теоретические и эконометрические модели, анализирует и содержательно интерпретирует полученные результаты. |
КОР-6 | Представляет результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи. |
ПК-1 | Способен проводить самостоятельные исследования на основе статистических наблюдений. |
ПК-2 | Способен представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада. |
ПК-3 | Способен разрабатывать методические и нормативные документы в области организации статистических наблюдений. |
ПК-6 | Способен готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на основе статистических данных. |
ПК-7 | Способен оценивать динамику и выявлять тренды развития социально-экономических явлений. |
ПК-8 | Способен применять современные методы и методики преподавания экономической статистики в образовательных организациях высшего образования и в системе повышения квалификации и переподготовки. |
ПК-10 | Способен разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономической статистики в образовательных организациях высшего образования и системе повышения квалификации и переподготовки. |
Выпускники, завершившие освоение ОП, могут осуществлять профессиональную деятельность, связанную с измерением, анализом и прогнозированием социально-экономических процессов и явлений на микро- и макроуровнях в экспертно-аналитических службах правительственных и коммерческих организаций, а также в сфере консалтинга.
В рамках освоения ОП магистратуры выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
- научно-исследовательский:
- организация и проведение научных исследований, в том числе статистических обследований и опросов;
- разработка экономико-статистических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов;
- презентация результатов исследования в виде доклада и научной статьи;
- проведение экспертиз и подготовка комментариев по представленным научным исследованиям, оппонирование в обсуждении научных результатов;
- проектно-экономический:
- подготовка заданий и разработка проектных решений в области экономической статистики;
- разработка методических и нормативных документов по организации статистических наблюдений социально-экономических процессов;
- разработка систем статистических показателей для характеристики экономики и общества; организационно-управленческий:
- организация коллективов для решения методологических и организационных вопросов в области социально-экономической статистики и руководство ими;
- руководство статистическими подразделениями организаций, органов государственной и муниципальной власти;
- разработка и обоснование социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, и методик их расчета;
- проведение оценки эффективности проектов с учетом фактора неопределенности; - анализ применяемой статистической методологии и организации статистических наблюдений; разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;
- оценка динамики и выявление трендов развития социально-экономических процессов на микро- и макроуровнях;
- преподавание экономической статистики в учреждениях системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования, системы дополнительного образования;
- разработка учебно-методических материалов по социально-экономической статистике.
Основным содержанием будущей деятельности выпускников является информационно-аналитическая поддержка принятия управленческих решений на уровне фирмы, муниципалитета, субъекта Российской Федерации и страны в целом. Выпускники получат знания и навыки в области организации экономического мониторинга на данных официальной статистики и выборочных обследований населения и бизнеса, будут уметь обрабатывать и анализировать большие массивы информации, моделировать и прогнозировать массовые процессы в обществе и экономике.
Выпускники магистерской программы ориентированы на работу:
- в аналитических подразделениях министерств и ведомств Российской Федерации, их территориальных органах, в администрациях субъектов Российской Федерации и крупных муниципалитетах;
- в статистических и аналитических подразделениях международных организаций; в крупных коммерческих компаниях реального сектора экономики;
- в коммерческих банках, страховых компаниях, негосударственных пенсионных фондах;
- в исследовательских центрах и университетах.
Особенности подготовки магистров по направлению Экономика по этой программе на факультете экономических наук:
- программа обучения включает дисциплины, образующие ядро классического экономического образования;
- обучение нацелено на получение знаний статистической методологии в целях исследования современных проблем экономики и общества, на овладение методами сбора, обработки, анализа статистических данных и экономико-статистического моделирования;
- учебные материалы по предметной статистике основаны на принципах и концепциях, принятых в системе национальных счетов и других международных руководствах по статистике, и используют официальную статистическую информацию из национальных источников и данных ООН, других международных и наднациональных организаций;
- учебный процесс гармонично включает научную компоненту, которая охватывает проведение самостоятельных исследований на реальных статистических данных под руководством преподавателей, ведущих активную научную деятельность;
- современный уровень знаний обеспечивается активным участием студентов в работе научных семинаров и конференций, организуемых департаментом с привлечением ведущих отечественных и зарубежных специалистов.
Учебный план магистратуры призван обеспечить многопрофильную подготовку экономистов-аналитиков, обладающих глубокими знаниями современной статистической методологии и владеющих широким арсеналом методов организации статистических наблюдений, обработки данных и составления макроэкономических таблиц и балансов, эконометрики и экономического анализа числовой информации, характеризующей ситуацию в экономике на глобальном и национальном уровнях, в отдельных отраслях и регионах.
Для этой программы характерна гибкость в выборе курсов, что позволяет выстраивать индивидуальные схемы обучения студентов в зависимости от базового образования и желаемого направления специализации. Сочетание качественной академической подготовки промежуточного уровня и широкого набора прикладных курсов дает возможность выпускникам найти работу в государственных органах, в бизнесе, в исследовательских структурах и в высшей школе. Организация учебного процесса создает возможности для желающих прослушать курсы из других магистерских программ. Бесспорным преимуществом данной программы является широкая вовлеченность студентов в научные и исследовательские семинары и возможность начать работу с научным руководителем уже во время обучения в магистратуре.
Студенты будут охвачены исследовательскими проектными семинарами (ИПС), нацеленными на решение теоретических проблем современной экономической статистики в части развития системы национальных счетов, проведения экспериментальных построений макроэкономических таблиц, матриц и балансов, связанных с измерениями благосостояния, результатов и факторов производства в отраслевом и территориальном аспектах, оценками производительности и пр.
Характеристика образовательных модулей программы для набора студентов с 2022 года:
Модуль «Ключевые семинары» обеспечивает набор ключевых образовательных результатов освоения ОП каждым студентом траектории под руководством наставника и является основой для перечня элементов модулей Практика и Major, которые обеспечивают достижение результатов освоения ОП.
Практический модуль (Практика) формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности, и включает производственную практику, проекты (в рамках ИПС) и подготовку выпускной квалификационной работы. Кроме того, студенты ориентируются на участие в научно-исследовательской деятельности, подготовку научных статей и докладов на научных конференциях.
Профессиональный модуль (Major) предоставляет возможность освоить профессиональные компетенции, необходимые для достижения персональных образовательных результатов студентов.
В него входят базовые дисциплины направления по эконометрике, макроэкономике, микроэкономике, а также основные дисциплины специализации: Система национальных счетов – инструмент макроэкономического анализа, Методы прикладной статистики, Технологии искусственного интеллекта в экономическом анализе, Инструменты и программные средства анализа данных. В него же включены дисциплины вариативной части:
- Анализ бизнес-циклов и ожиданий,
- Индикаторы социального развития,
- Макроэкономическая финансовая статистика и анализ финансовых рынков и институтов,
- Теория и практика выборочного метода,
- Современные технологии обработки статистических данных,
- Методы демографического анализа и прогнозирования и др.
Дисциплины по выбору из общеуниверситетского пула МАГОЛЕГО дают студенту возможность получить дополнительные компетенции, позволяющие персонализировать ИУП по запросу студента.
Блок Государственной итоговой аттестации (ГИА) включает защиту выпускной квалификационной работы.
2023/2024 Academic year
Statistical Analysis in Economics
КОР-1 | Знает основные принципы работы с данными, владеет современными инструментами анализа данных на начальном уровне, в т.ч. навыками программирования, алгоритмизации и математическими методами при решении задач анализа данных. |
КОР-2 | Демонстрирует прочные знания и понимание микроэкономики, макроэкономики, эконометрики. |
КОР-3 | Осуществляет сбор, анализ и обработку информации и научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач. |
КОР-4 | Анализирует и интерпретирует данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявляет тенденции изменения социально-экономических показателей. |
КОР-5 | На основе описания экономических процессов и явлений строит теоретические и эконометрические модели, анализирует и содержательно интерпретирует полученные результаты. |
КОР-6 | Представляет результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи. |
ПК-1 | Способен проводить самостоятельные исследования на основе статистических наблюдений. |
ПК-2 | Способен представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада. |
ПК-3 | Способен разрабатывать методические и нормативные документы в области организации статистических наблюдений. |
ПК-6 | Способен готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на основе статистических данных. |
ПК-7 | Способен оценивать динамику и выявлять тренды развития социально-экономических явлений. |
ПК-8 | Способен применять современные методы и методики преподавания экономической статистики в образовательных организациях высшего образования и в системе повышения квалификации и переподготовки. |
ПК-10 | Способен разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономической статистики в образовательных организациях высшего образования и системе повышения квалификации и переподготовки. |
Модуль «Ключевые семинары» обеспечивает набор ключевых образовательных результатов освоения ОП каждым студентом траектории под руководством наставника и является основой для перечня элементов модулей Практика и Major, которые обеспечивают достижение результатов освоения ОП.
Практический модуль (Практика) формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности, и включает производственную практику, проекты (в рамках ИПС) и подготовку выпускной квалификационной работы. Кроме того, студенты ориентируются на участие в научно-исследовательской деятельности, подготовку научных статей и докладов на научных конференциях.
Профессиональный модуль (Major) предоставляет возможность освоить профессиональные компетенции, необходимые для достижения персональных образовательных результатов студентов.
В него входят базовые дисциплины направления по эконометрике, макроэкономике, микроэкономике, а также основные дисциплины специализации: Система национальных счетов – инструмент макроэкономического анализа, Методы прикладной статистики, Технологии искусственного интеллекта в экономическом анализе, Инструменты и программные средства анализа данных. В него же включены дисциплины вариативной части:
- Анализ бизнес-циклов и ожиданий,
- Индикаторы социального развития,
- Макроэкономическая финансовая статистика и анализ финансовых рынков и институтов,
- Теория и практика выборочного метода,
- Современные технологии обработки статистических данных,
- Методы демографического анализа и прогнозирования и др.
Дисциплины по выбору из общеуниверситетского пула МАГОЛЕГО дают студенту возможность получить дополнительные компетенции, позволяющие персонализировать ИУП по запросу студента.
Блок Государственной итоговой аттестации (ГИА) включает защиту выпускной квалификационной работы.
В настоящее время мы являемся свидетелями неуклонного роста потока статистических данных, поступающих как из официальных источников, так и из сферы «больших данных», т.е. из Интернета, социальных сетей и т.д. Для принятия взвешенных стратегических решений государственным и частным компаниям требуются знания и навыки в области статистического анализа для работы с большими массивами числовой информации, характеризующей социально-экономическую ситуацию.
Актуальность подготовки магистров по экономике, обладающих теоретическими знаниями и навыками исследовательской работы в области статистического анализа социальных и экономических процессов, объясняется высокой потребностью в таких специалистах на рынке труда. Реализация магистерской программы, насыщенной предметами по экономической статистике и с меньшей долей математических дисциплин, будет довольно привлекательной и для бакалавров из других стран и, прежде всего, из стран СНГ.
Во многих странах, и Россия не является исключением, растет интерес к экономико-статистическим измерения и анализу данных. Это обусловлено процессом цифровизации всех сторон жизни современного общества, включая феномен больших данных, прозрачностью государственных информационных систем и регистров, открытым доступом к микроданным, получаемым из официальных статистических наблюдений и пр. Более того, усложнение экономического процесса, появление новых видов деятельности и продукции, резкое повышение значения продуктов интеллектуальной собственности как фактора производства, а также межстрановая и внутристрановая дифференциация социальных условий, требуют постоянного совершенствования статистической методологии измерений. Потребность в измерении социально-экономического прогресса резко выросла в последние несколько лет в связи с решением Генеральной ассамблеи ООН организовать глобальный мониторинг достижения странами целей устойчивого развития. В этот процесс вовлечены национальные статистические системы, международные агентства и неправительственные организации.
Опыт развитых стран свидетельствует, что степень магистра - минимальное образовательное требование для большинства рабочих мест статистиков в крупном бизнесе, учебных заведениях, научно-исследовательских центрах и консалтинговых агентствах, а также на руководящих должностях в органах государственной власти. Основная масса выпускников статистических программ, ориентированная на получение более высокого дохода от профессиональной деятельности, находит применение в коммерческих, общественных, образовательных и научных организациях.
Предлагаемая программа отличается от реализуемых магистерских программ на факультете экономических наук тем, что она ориентирована на подготовку специалистов, владеющих арсеналом статистических методов применительно к исследованию процессов в экономике и обществе. Учебный процесс построен таким образом, чтобы студенты были включены в научные исследования и прикладные работы, требующие обработки больших массивов информации, полученных из разных источников, критического анализа первичных данных, интерпретации результатов измерений, формулирования содержательных выводов. Это предполагает наличие глубоких знаний экономической теории, статистической методологии и математико-статистического аппарата. Магистерская программа, по сути, должна стать продолжением бакалаврской программы «Экономика и статистика», реализуемой на факультете экономических наук. Знания, полученные бакалаврами, станут основой для дальнейшего развития тех, кто решил продолжить образование по данному направлению в НИУ ВШЭ.
Выбор общей траектории подготовки студентов обусловлен широким применением статистического метода в различных областях знаний, что позволяет ориентироваться на абитуриентов, желающих расширить свои знания в области экономической науки, полученные ранее, а также и на тех абитуриентов, кто имеет неэкономическое базовое образование (бакалавриат, специалитет), но принял решение получить новые компетенции в области статистического анализа экономики. Учебный план построен таким образом, чтобы были обеспечены приобретение фундаментальных экономических знаний, навыков поиска, верификации, обработки, анализа и интерпретации статистических данных, а также возможность выбора дисциплин специализации, представляющих интерес для магистранта.
This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.
All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.
I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.
Vice Rector Sergey Yu. Roshchin
Summary of Degree Programme 'Statistical Analysis in Economics'