We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Modern Computer Systems

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
9
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 2-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Современные информационно-вычислительные системы» состоит из двух частей, изучается в течении трех модулей. Часть «Проблемы современных информационно-вычислительных систем» в начальном модуле изучения дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с систематизацией знаний о возможностях и особенностях применения информационных технологий в науке, образовании и в современном обществе, отвечает за формирование у обучающихся знаний о современном мировом уровне научных исследований и тенденций развития современных информационно-вычислительных систем, систем искусственного интеллекта и систем, использующих технологии искусственного интеллекта, формирование способности анализировать профессиональную информацию и подготавливать материалы по результатам исследований в виде обзоров, рефератов, отчетов, докладов. Рассматриваются вопросы, связанные с развитием современных технологий, сервисов и приложений в Интернет, сервисов, использующих интеллектуальные системы для анализа данных, нейростетей,а также с аспектами разработки и сопровождения перспективных технических средств и систем. Часть «Вычислительные системы» в двух последующих модулях включает углубленное изучение архитектуры компьютера и его составляющих: микроархитектуру процессора, запоминающих устройств; изучение основных направлений совершенствования современных вычислительных систем (невидимые компьютеры, повышение производительности, нейропроцессоры, нейросети) и архитектурные решения для достижения более высоких технических параметров отдельных блоков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • •Систематизация знаний студентов о возможностях и особенностях применения современных информационных технологий, использования систем на основе методов искусственного интеллекта в науке, образовании в современном обществе;• приобретение студентами базовых знаний в области возникновения, становления, развития и понимания современных проблем информатики и вычислительной техники, знаний о современном мировом уровне научных исследований и тенденций развития современных информационно-вычислительных систем и систем, использующих технологии искусственного интеллекта;• ознакомление студентов с учёными и специалистами, трудами которых создавалась информатика и вычислительная техника; с особенностями современных информационно-вычислительных систем и классами решаемых ими задач с рассмотрением аспектов усиления интеграции ИИ в различных областях;• приобретение студентами базовых знаний об архитектуре современных вычислительных систем и об особенностях применения технических и программных средств при построении современных вычислительных систем,систем на основе технологий ИИ(нейропроцессоры, нейросети, интеллектуальные способы обработки больших данных);• приобретение навыков принятия и обоснования конкретных технических решений при построении современных вычислительных систем;• формирование у студентов системного взгляда на основные направления развития информационных технологий, включающие современные подходы к использованию интеллектуальных систем;• дать студентам представление о принципах построения, проектирования, функционирования и использования современных вычислительных систем;• привить студентам навыки исследовательской работы, предполагающей самостоятельное изучение рабочей документации, специфических инструментов и программных средств, позволяющих смоделировать работу ВС или её частей, провести интеллектуальный анализ технической документации, применить интеллектуальные системы для прогнозирования поведения компонентов систем в зависимости от накопленной статистики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует различия архитектуры ВС и процессоров на примере CISC и RISC.
  • Оценивает особенности организации ВС на микроархитектурном уровне и порядок выполнения вычислений процессором
  • Сравнивает две любые ВС по их технико-эксплуатационным характеристикам, анализирует тип архитектуры процессора, может рассчитать пиковую производительность ЦП/ВС.
  • Верно понимает и способен воспроизвести определения различных понятий и схем, полученные из предлагаемых и иных источников.
  • Верно понимает и способен воспроизвести определения различных понятий и схем, полученные из предлагаемых и иных источников.Владеет приемами расчета производи-тельности ВС и пропускной способности п/с памяти
  • Владеет методами сбора и обработки информации с помощью современных средств, демонстрирует навык систематизации научно-технической информации по теме исследования при подготовке Индивидуальных письменных исследовательских работ.
  • Владеет применением современных и перспективных средств и технологий для решения по-ставленных задач
  • Демонстрирует верную последовательность вычислений, расчётов, запуска и использования ПО согласно изученным алгоритмам и методикам.
  • Демонстрирует владение и применение современных и перспективных средств и технологий для хранения данных, обосновывает принятие решений относительно сделанного выбора
  • Имеет представление о месте изучаемого материала в общекультурном развитии. Демонстрирует владение со-временными информационными технологиями, использует сеть интернет.
  • Определяет применяемые технологии повышения эффективности для выбранного типа памяти
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Информатика и вычислительная техника. История. Основные парадигмы. Развитие в современных условиях интеллектуальных систем и методов анализа данных
  • Проблемы интеллектуальной собственности
  • Проблема организации хранения данных в современных информационных системах и пути ее решения
  • Проблема создания автоматизированных рабочих мест в современных информационных системах и пути ее решения
  • Проблема создания инженерной инфраструктуры современных информационных систем и пути ее решения
  • Пути развития информационно-вычислительных систем
  • Классификация ВС
  • Направления развития ВС
  • Методы повышения производительности ВС
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий практические занятия 4 модуль
  • неблокирующий он-лайн тестирование на лекции 3 модуль
  • неблокирующий Активность на практических занятиях 2 модуль
  • неблокирующий Индивидуальная письменная исследовательская работа №1 с докладом во 2 модуле
    Доклад с презентацией по итогам индивидуальной письменной работы №1
  • неблокирующий Индивидуальная письменная исследовательская работа №2 с докладом во 2 модуле
    Доклад с презентацией по итогам индивидуальной письменной исследовательской работы №2
  • неблокирующий Экзамен 3 модуль
    В ЛМС перед экзаменом будет опубликовано следующее объявление. "Уважаемые студенты! Скоро нам предстоит подвести итоги дисциплины. Итоговая оценка выставляется по накопленным вами в течении трёх модулей (см. журнал) и за онлайн-курс по следующему правилу: Оитог= 0,33*Ом1+0,33*Ом2+0,34*Ом3 . Экзамен проводится в синхронном онлайн-формате и заключается в ответе на несколько теоретических вопросов и решение 1 практической задачи. Список тем для подготовки к экзамену есть в разделе Экзамен (СМАРТ ЛМС). При отсутствии студента на экзамене ему выставляется оценка 0 (неявка). Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи и проводится только для сдавших на оценку "неуд" или "неявка".
  • неблокирующий Устный опрос по и тогам 2 модуля
  • неблокирующий Экзамен 4 модуль
  • неблокирующий Практические занятия 3 модуль
  • неблокирующий Онлайн тестирование на лекции 4 модуль
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 3rd module
    0.1 * Активность на практических занятиях 2 модуль + 0.1 * Индивидуальная письменная исследовательская работа №1 с докладом во 2 модуле + 0.1 * Индивидуальная письменная исследовательская работа №2 с докладом во 2 модуле + 0.15 * Практические занятия 3 модуль + 0.2 * Устный опрос по и тогам 2 модуля + 0.2 * Экзамен 3 модуль + 0.15 * он-лайн тестирование на лекции 3 модуль
  • 2023/2024 4th module
    0.3 * Онлайн тестирование на лекции 4 модуль + 0.3 * Экзамен 4 модуль + 0.4 * практические занятия 4 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Замятина, О. М.  Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. Моделирование сетей : учебное пособие для магистратуры / О. М. Замятина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 159 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-00335-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433938 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Современные операционные системы, Таненбаум, Э., 2012
  • Харрис, Д. М. Цифровая схемотехника и архитектура компьютера. Дополнение по архитектуре ARM / Д. М. Харрис, С. Л. Харрис , перевод с английского А. А. Слинкин. — Москва : ДМК Пресс, 2019. — 356 с. — ISBN 978-5-97060-650-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/111431 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Архитектура компьютера, Таненбаум, Э., 2014
  • Рыбальченко, М. В.  Архитектура информационных систем : учебное пособие для вузов / М. В. Рыбальченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 91 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-01159-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437686 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Топоркова Анна Станиславовна
  • Иванова Елена Михайловна