We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Neurosciences in Education

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Educational Programmes
Course type:
Elective course
When:
2 year, 3 module

Instructor


Павлова Анна Андреевна

Программа дисциплины

Аннотация

Нейронауки в образовании или Educational Neuroscience - новая междисциплинарная область, объединившая изучение мозга с психологическими и педагогическими исследованиями. Цель этой дисциплины - использовать знания о работе мозга, чтобы сделать обучение более эффективным и увлекательным. Как преподавать так, чтобы материал осел в долговременной памяти? Можно ли заставить мозг отстающих учеников соображать лучше? Какое занятие приведет к такому же выбросу дофамина, как компьютерные игры? Это лишь немногие вопросы, которые ставит перед собой educational neuroscience. Курс "нейронауки в образовании" познакомит слушателей с основными направлениями и принципами исследований в области. Он будет полезен как тем, кто нацелен на академическую карьеру в области educational neuroscience, так и тем, кто хочет расширить свой кругозор. Первые узнают, какие исследования проводятся в России, какие нейрометоды можно использовать, и к работе каких научных центров можно присоединиться уже сейчас. Вторые научатся разоблачать нейромифы, отличать научно обоснованные идеи от хайпа и находить достоверную информацию по интересующим вопросам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Способствовать студентам, заинтересованным в научно-исследовательской работе в области "нейронаук в образовании", в планировании академической траектории. В рамках курса студенты познакомятся с 1) основными направлениями исследований в сфере "нейронаук в образовании", 2) методами нейровизуализации и нейростимуляции, которые широко применяются в данных исследованиях, 3) российскими научными центрами и лабораториями, на базе которых можно проводить такие исследования. Студенты смогут определить свои научные интересы в области "нейронаук в образовании", сформулировать тему собственного исследования и, при желании, продолжить работать над ним после окончания курса
  • Научить студентов критически оценивать образовательные продукты, создатели которых утверждают, что продукт создан на основе знаний о работе мозга. В рамках курса студенты узнают о нейромифах, популярных в образовании, а также о возможностях и ограничениях современных исследований в области нейронаук. Эти знания помогут отличать маркетинговые ходы от доказательного подхода
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Описывает особенности анатомически-функциональной организации головного мозга
  • Называет основные психофизиологические методы исследования головного мозга
  • Приводит примеры нейрокогнитивных исследований, результаты и выводы которых он может использовать в своей педагогической практике
  • Описывает мозговую организацию эмоциональной сферы личности
  • Называет основные симптомы эмоционального выгорания
  • Приводит примеры мер профилактики эмоционального выгорания
  • Называет основные формы аномалий развития
  • Применяет полученные знания в своей педагогической практике в зависимости от особенностей развития ребёнка
  • Дает определение области "Нейронауки в образовании", описывает стоящие перед ней вызовы, приводит примеры интеграции результатов исследований в области нейронаук в образовательную практику
  • Объясняет принципы работы различных методов нейровизуализации и нейростимуляции (ЭЭГ, МРТ, фНИРС, МЭГ, ТЭС, ТМС)
  • Оценивает преимущества и недостатки различных методов нейровизуализации в контексте конкретных исследовательских вопросов
  • Называет основные направления исследований в области "Нейронауки в образовании"
  • Приводит аргументы "за" и "против" применения когнитивных тренировок для улучшения образовательных результатов
  • Аргументированно критикует некорректное использование нейротехнологий в образовании, привлекая знания из нейронаук, психологии и наук об образовании
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в дисциплину
  • Методы исследований
  • Обзор направлений исследований
  • Применение нейронаук в образовательной практике
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Интервью с ученым
    Учащимся необходимо провести интервью с ученым, занимающимся нейронауками в образовании, об одном из его исследований
  • неблокирующий Дебаты о когнитивных тренировках
  • неблокирующий Разбор кейса
  • неблокирующий Презентация и защита концепции исследования в области "нейронаук в образовании"
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год 3 модуль
    0.1 * Активность на семинарских занятиях + 0.2 * Дебаты о когнитивных тренировках + 0.2 * Интервью с ученым + 0.3 * Презентация и защита концепции исследования в области "нейронаук в образовании" + 0.2 * Разбор кейса
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Baars, B. J., & Gage, N. M. (2010). Cognition, Brain, and Consciousness : Introduction to Cognitive Neuroscience (Vol. 2nd ed). Burlington, MA: Elsevier Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=320761
  • Weiner, Irving B., et al Behavioral Neuroscience, John Wiley & Sons, Incorporated, 2012. ProQuest Ebook Central

Авторы

  • Павлова Анна Андреевна