We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History of Urban Studies and Urban Sociology

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Delivered at:
Vysokovsky Graduate School of Urbanism
Course type:
Elective course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на формирование целостного представление об истории урбанистики и основных вехах в теоретическом осмыслении города и развитии городских исследований в культурологическом срезе городов. Слушатели освоят навыки чтения и интерпретации разных типов социологических текстов о городе, познакомятся с методами анализа различных типов городских культур и интерпретации культурологических кодов в городах. В результате освоения дисциплины слушатели научатся видеть развитие городов в широком историческом контексте ирассматривать город как сложную систему взаимосвязей, имеющую пространственные, экономические, экологические, культурные, социальные и социально-психологические аспекты.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать целостное представление об истории урбанистики и основных вехах в теоретическом осмыслении города и развитии городских исследований, а также культурологическом срезе городов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует функциональные и дисфункциональные стороны городского развития
  • Владеет навыками критического анализа города и городского развития
  • Воспроизводит беньяминовскую логику исследования современного города через детали
  • Воспроизводит общую логику исторического процесса урбанизации
  • Знает и анализирует логику проекта «городов-садов»
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами А. Лефевра для анализа городских пространств
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Г. Зиммеля
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами К. Маркса
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Л. Вирта
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Л. Мамфорда
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Лос-Анджелесской школы
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами М. Вебера
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами М. Кастельса
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами С. Милграма
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами С. Сассен
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Ф. Тённиса.
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Ф. Энгельса
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Фюстеля де Куланжа
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Х.У. Зорбо
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Ч. Бута
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами чикагской человеческой экологии
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Э.Амина и Н.Трифта
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом Л. Вирта для определения и анализа урбанизма
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом Р. Парка в анализе города и городских сообществ
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом, аналитическими приемами и объяснительными схемами В. Беньямина
  • Имеет представление о движении городских обследований, их своеобразии и их месте в истории исследований города
  • Имеет представление о значимости и своеобразии исследования современной городской повседневности
  • Имеет представление о концепции глобального (информационного) города
  • Имеет представление о логике и своеобразии концепции глобального города
  • Имеет представление о многообразии методов, применявшихся в чикагских городских исследованиях
  • Имеет представление о плане «города-сада» Э. Говарда
  • Имеет представление о своеобразии социально-психологического подхода к анализу современного крупного города
  • Имеет представление об истоках «ментальной картографии»
  • Имеет представления об истоках современных монографических городских обследований
  • Ориентируется в предыстории урбанистики
  • Ориентируется в разнообразии и тематике городских исследований Чикагской школы
  • Представляет динамику развития города в контексте всемирно-исторического процесса
  • Представляет и воспроизводит логику трансформации городских сообществ в современном мире
  • Представляет и воспроизводит логику трансформации изолированных сообществ внутри современных крупных городов
  • Представляет и воспроизводит общую логику чикагских городских исследований
  • Представляет и сопоставляет разные версии городской экологии
  • Представляет логику постмодернистской критики современного города
  • Представляет основные векторы развития города в мировой истории
  • Представляет своеобразие античного города
  • Представляет своеобразие исторических типов городов и, в частности, западного буржуазного города
  • Представляет своеобразие крупного современного города
  • Представляет своеобразие раннего промышленного города в период бурной индустриализации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ УРБАНИСТИКИ. Тема 1. Тема города в философской и социальной мысли до середины XIX века.
  • Тема 2. Карл Маркс: Город и общественно-исторический процесс.
  • Тема 3. Фридрих Энгельс: Западный промышленный город XIX века
  • Тема 4. Макс Вебер: Город и становление буржуазного общества
  • Тема 5. Фердинанд Тённис: Город и Gemeinschaft/Gesellschaft
  • Тема 6. Георг Зиммель: Большие города и духовная жизнь
  • Тема 7. Чарльз Бут: Исследование бедности в Лондоне
  • Тема 8. Эбенезер Говард: Концепция «города-сада»
  • Тема 9. Движение «social surveys» в начале ХХ века
  • Тема 10. Городская социология Чикагской школы: Город как «социальная лабора-тория» (Роберт Эзра Парк)
  • Тема 11. Городская социология Чикагской школы: «Городская экология» (Эрнест У. Бёрджесс и Родерик Д. Маккензи)
  • Тема 12. Городская социология Чикагской школы: судьба сообществ в современном большом городе (Харви У. Зорбо)
  • Тема 13. Городская социология Чикагской школы: Городские «гетто» (Луис Вирт)
  • Тема 14. Чикагская школа: Город как мозаика «миров» (Нельс Андерсон, Пол Г. Кресси, Уолтер Реклесс, Клиффорд Шоу, Фредерик М. Трэшер)
  • Тема 15. Луис Вирт: Концепция урбанизма
  • Тема 16. Вальтер Беньямин: Город как репрезентация исторической эпохи
  • Тема 17. Льюис Мамфорд: Город в исторической перспективе
  • Тема 18. Анри Лефевр: Город и социальное производство пространства
  • Тема 19. Стэнли Милграм: «Ментальные карты» городов.
  • Тема 20. Лос-анджелесская школа урбанистики: Эдвард Соха
  • Тема 21. Эш Амин и Найджел Трифт: Городская повседневность
  • Тема 22. Мануэль Кастельс: «Информационный город»
  • Тема 23. Саския Сассен: «Глобальный город»
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Пишется в аудитории в течении 80 мин. Пользование материалами и источниками не допускается. Задание содержит два вопроса по содержанию курса.
  • неблокирующий Домашняя работа
    Выполняется дома. Домашняя работа представляет собой написание текста объемом 3-4 страницы по одной из тем, изучаемых в рамках дисциплины (возможно выступление с докладом по тексту на занятии (5 минут). В качестве темы для контрольной работы может быть взят любой из вопросов, содержащихся в настоящей программе (см. раздел 7), либо тема, предполагающая сравнение разных точек зрения на один и тот же вопрос, охватываемых содержанием программы. Студент может взять и другую тему в рамках содержания программы. В этом случае тема заблаговременно обсуждается с преподавателем. Подготовка задания по теме, не входящей в приведенный список и не согласованной заранее с преподавателем, не допускается; в случае нарушения этого правила работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Оценивается активность на семинарских занятиях, качество работы в аудитории, глубина освоения обсуждаемых текстов.
  • неблокирующий Экзамен
    Проводится в форме устного собеседования.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.12 * Аудиторная работа + 0.12 * Аудиторная работа + 0.18 * Домашняя работа + 0.18 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История хозяйства. Город : пер. с нем., Вебер, М., 2001
  • Социология : сб., Маркс, К., 2000
  • Хрестоматия по истории социологии. Ч.1: ., , 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История теоретической социологии. Т.3: ., Баньковская, С. П., 2002

Авторы

  • Николаев Владимир Геннадьевич