Два года подряд студенты образовательных программ «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» и «Филология» помогают незрячим школьникам готовиться к олимпиадам. Кураторы проекта Татьяна Доброхотова и Елена Заяц рассказали, как учащиеся «видят» лекции и благодаря чему побеждают на всероссийских интеллектуальных соревнованиях.
Проект «Подготовка незрячих школьников к участию в олимпиадах» существует в Вышке уже два года. Он был организован совместно с Центром педагогического мастерства. Студенты выезжают в две школы (Школу-интернат №1 для незрячих детей и Школу-интернат для слабовидящих детей) и помогают способным ученикам в подготовке.
К каждому занятию ребята подбирают материалы и присылают их незрячей студентке Оксане Осадчей. Она переводит их на шрифт Брайля для использования на уроке. Занятия проходят в небольших группах или индивидуально 1-2 раза в неделю по трем направлениям: русский язык, литература и лингвистика.
Оксана Осадчая (фото: Михаил Дмитриев)«В 2017 году мы познакомились с Еленой Горелик и Татьяной Голенищевой-Кутузовой из Центра педагогического мастерства. Изначально мы собирались проводить адаптацию нашей олимпиады “Высшая проба”, но постепенно поняли, что спектр олимпиад можно и нужно расширять», – говорит Елена Заяц. Так, постепенно, детей стали готовить к Всероссийской и Московской олимпиадам школьников.
«С опытом понимаешь, что есть очень много особенностей. Например, в заданиях по английскому языку на “Высшей пробе” присутствуют изображения, и их никак не перевести на Брайль. В филологических текстах бывают графики, таблицы, стихотворный текст, которые тоже невозможно перевести, – рассказывает Татьяна Доброхотова, – поэтому нельзя сказать, что олимпиада адаптирована для незрячих, это необходимо делать каждый год, хотя с опытом, конечно, становится легче».
В этом году ученики вышкинских студентов стали призерами Всероса по литературе и русскому языку, Московской олимпиады школьников по филологии, получили дипломы олимпиады «Высшая проба».
Две выпускницы этого года планируют поступать в Вышку. На факультете гуманитарных наук к этому готовы – сейчас здесь учатся две незрячие студентки.
По словам Елены Заяц, есть особенности обучения только с технической точки зрения. Специальные озвучивающие программы не могут обработать PDF-документы и изображения, поэтому, если на курсе у преподавателя много презентаций и визуального материала, он должен заранее решить, как представить их незрячим студентам. Например, заранее высылать информацию в том формате, который считывается программами, или пересмотреть способ подачи материала.
К счастью, для незрячих сейчас разработано много технических устройств. Специальные программы переводят текст на шрифт Брайля, и его остается только вычитать. У факультета есть специальный принтер для печати текстов на шрифте Брайля и Брайлевский дисплей, благодаря которым студенты могут «видеть» лекцию без использования озвучивающих программ.
«Мы переживали, когда дети начинали учить языки, которых у нас много: и древние, и современные. Но, к счастью, особых проблем не возникло – даже древнегреческий, латинский и старославянский были успешно переведены», – рассказывает Елена Заяц.
«Приятно видеть, что незрячие школьники действительно делают успехи. – делится Татьяна. – Сейчас мы занимаемся их профориентированием, приводим к ним разных специалистов и преподавателей, которые объясняют, что это за наука и профессия, что можно делать после университета. Это важно, потому что детям и их родителям сложно представить, чем они могут заниматься в жизни».
Илья Днепровский – один из школьников, который занимался со студентами Вышки. Благодаря этим занятиям он стал призером Всероса по литературе, московской олимпиады школьников по филологии и получил диплом I степени олимпиады «Высшая проба» по филологии.
Илья окончил 9 класс, после школы планирует поступать в Вышку на филологию или на иностранные языки. Он рассказывает, что не чувствовал сложностей во время олимпиад: «Поскольку мы живём в XXI веке, нам разрешено использовать компьютеры для записи ответов. Этот факт уравновешивает отсутствие зрения и позволяет нам работать не менее продуктивно, чем зрячим школьникам».
«Изначально у многих было скептическое отношение, нам говорили, что незачем этим детям идти на олимпиады, надо получить профессию и учить более практические вещи, – признается Елена Заяц. – Потом все увидели, насколько эти дети талантливы и готовы включаться в общее пространство вместе со всеми абитуриентами».
Автор: Анна Резникова