Эксперт ВШЭ выпустила книгу о правильных механизмах финансирования дорожной инфраструктуры
В Издательском доме Высшей школы экономики вышла новая книга старшего научного сотрудника Центра экономики транспорта НИУ ВШЭ Екатерины Решетовой «Механизмы финансирования дорожной инфраструктуры в России и в мире: история развития, современное состояние, лучшие мировые практики». Научный редактор издания — директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.
В чем особенность финансирования дорог в развитых зарубежных странах? Всегда ли задействуются только бюджетные средства или финансирование происходит по принципу «пользователь платит»? Достаточно ли в этом случае целевых пользовательских налогов или действуют какие-то дополнительные современные механизмы? Что такое ценообразование на услуги пользования улично-дорожной сетью («Road Pricing»)? Сколько стоит строительство 1 км автомобильной дороги в России и в мире?
В книге проанализированы лучшие международные практики с точки зрения становления, развития и совершенствования механизмов аккумулирования и распределения денежных средств, которые связаны с инвестированием в дорожную инфраструктуру, а также стабильных в долгосрочной перспективе источников их формирования.
«Для современной истории России вопросы финансирования и развития дорожной инфраструктуры, строительства дорог, их реконструкции и поддержания в нормативном состоянии особенно актуальны. Государственные инвестиции в развитие дорожной инфраструктуры нашей страны ежегодно оптимизируются, — говорит Екатерина Решетова, — В связи с этим в книге рассматриваются разнообразные традиционные и современные источники финансирования дорожной инфраструктуры: топливные акцизы и транспортный налог, плата за проезд по автомагистралям, городские механизмы взимания платы с пользователей (парковочные платежи и плата за въезд на определенные территории), универсальный налог за километр пробега. Читатели найдут ответы на массу животрепещущих вопросов о развитии дорожных систем в разных странах мира, об истории становления дорожных фондов в России, о развитии механизма государственно-частного партнерства, о возможности применения зарубежных практик в российских условиях, а также ряд занимательных кейсов, как из зарубежного, так и из российского опыта.
Благодаря научной редакции Михаила Яковлевича Блинкина книга обрела простое изложение, живое и понятное звучание, доступное для понимания даже непосвященных в вопрос читателей. Мне кажется, такие вопросы, как стоимость строительства километра автомобильных дорог; источники финансирования дорожного строительства; порядок содержания и развития дорожной сети — интересуют любого российского гражданина, который, так или иначе, передвигается по нашим дорогам. Поэтому, уверена, что книга будет интересна как специалистам в области транспорта, урбанистики, государственного и муниципального управления, так и широкому кругу читателей».
Блинкин Михаил Яковлевич
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики
Решетова Екатерина Михайловна
Старший научный сотрудник Центра экономики транспорта