• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты ВШЭ рассказали о рисках реформирования теплоснабжения

6 февраля Комитет Государственной Думы по энергетике провел парламентские слушания, посвященные поправкам ко второму чтению в законопроект «О теплоснабжении. В мероприятии участвовал директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Илья Долматов. Он рассказал о тарифных последствиях, возникающих в результате реформирования теплоснабжения, и связанных с этим рисках.

Ранее Правительство России предложило свою модель корректировки ценовой модели рынка тепла. Проект поправок в Федеральный закон «О теплоснабжении» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения, принятый в первом чтении в декабре прошлого года, вызвал в процессе рассмотрения острую дискуссию. По мнению депутатов, энергетиков и представителей регионов, инициатива содержит ряд серьезных рисков.

Документ предполагает изменение системы регулирования с переходом от государственного регулирования всех тарифов в сфере теплоснабжения к установлению только предельного уровня цены на тепловую энергию для конечного потребителя. Такая предельная цена определяется ценой поставки тепловой энергии от альтернативного, замещающего централизованное теплоснабжение, источника тепловой энергии (цена «альтернативной котельной»).

Цена «альтернативной котельной» по проекту Постановления по городам-миллионерам, кроме Москвы и Санкт-Петербурга (2-е полугодие 2017 года)


Планируемые преобразования, будут иметь положительные последствия, главным из которых является создание долгосрочных и прозрачных правил игры, полагает Илья Долматов. При текущем состоянии систем теплоснабжения запуск новой модели рынка должен улучшить инвестиционный климат, что является крайне актуальным для отрасли. Кроме того, реформа снизит нагрузку на регулирующие теплоснабжающие организации органы (в среднем на регион приходится около 200 ТСО).

Однако существуют вопросы, решение которых новая ценовая модель рынка не обеспечивает, указывает эксперт. Так, заморозка тарифов не позволит устранить накопившиеся проблемы в системах теплоснабжения (тарифы сегодня уже выше предельного уровня «альтернативной котельной», инвестиции не осуществляются, предприятия не акционируются). Экспертное сообщество настораживает и отсутствие комплексной картины тарифных последствий реформы для населения.

Вряд ли кто-то возьмется гарантировать необходимые темпы роста инвесторам в условиях жестких ограничений роста платы граждан. Так, по результатам расчетов ИПЦиРЕМ НИУ ВШЭ, в 12 городах-миллионниках цена, рассчитанная по проекту документа, превысила действующий сегодня тариф для компании, обслуживающей большую часть населения города. Минимальный прирост относительно утвержденных тарифов для городов с преобладание газового топлива в балансе наблюдается в Екатеринбурге и Перми (порядка 10%), максимальные приросты потребуются в таких городах как Омск (+39%), Новосибирск и Самара (+42%), Челябинск (+47%).

На сегодняшний день крайне важно определить показатели достижения целей реформы, чтобы в «первых» регионах, где будет внедряться модель, четко отслеживать этот процесс (а не повторять ошибки прошлых лет, когда результаты применения нововведений в «пилотных» регионах не были использованы для исправления ошибок), полагает Илья Долматов.