Леонид Гохберг: «После каждого кризиса обычно наступает скачок показателей инновационной активности»
Вышел из печати статистический сборник НИУ ВШЭ «Индикаторы инновационной деятельности: 2017». Какую ситуацию с инновациями в стране отражает официальная статистика, комментирует первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Леонид Гохберг.
Леонид Гохберг
Инновационная деятельность не могла не отреагировать на кризисные явления в экономике, поэтому наблюдается снижение основных показателей с 2013 года, и по объёму инновационной продукции, и по затратам на инновации. Сократился в 2015 году и экспорт инновационной продукции в силу общеэкономической ситуации на мировых рынках. Частично экспорт переориентировался на страны СНГ, что позволило компенсировать спад продаж на рынках дальнего зарубежья.
Невысокие в целом показатели инновационной деятельности объясняются низким спросом на инновации в российской экономике. К тому же высокотехнологичные сектора, для которых характерны самые высокие в России показатели инновационной активности, порядка 30-35%, по своей доле в общих объемах промышленного производства занимают относительно небольшое место. Это такие отрасли, как авиастроение, космическая промышленность, электроника, производство медицинских изделий. В этих отраслях и в ряде других сохраняется устойчивая когорта инновационно активных предприятий, которые в меньшей мере подвержены влиянию негативной экономической динамики, поскольку в силу специфики своих рынков и соответствующих технологических направлений они вынуждены заниматься инновационной деятельностью, что серьезно отличает их от предприятий низкотехнологичных секторов, которые реализуют инновации в минимальных масштабах.
Интересно, что все более важную роль в обеспечении конкурентоспособности предприятий играют инновации в сфере защиты окружающей среды — в ряде отраслей доля предприятий, внедрявших экологические инновации, среди предприятий, имевших готовые инновации, очень высока: в авиастроении — 23%, в металлургии — 38%, в нефтяной промышленности — 52%. Это связано, безусловно, с повышением экологических требований к технологическим процессам и к экологической безопасности продукции. Многие экологически ответственные предприятия получают возможность включаться в производственные цепочки международных компаний.
Разрыв между инновационно активными компаниями и остальной частью промышленности в ближайшее время сохранится. Как только макроэкономическая динамика начнет улучшаться, то можно ожидать и оживления инновационной деятельности предприятий. На графиках в сборнике видны волны, которые следуют за кризисами, — после каждого кризиса обычно наступает скачок показателей инновационной активности, поскольку восстановление экономики подкрепляется ростом спроса на инновации.
Пока еще это восстановление только началось. Определенные признаки улучшения экономической ситуации позволяют ожидать улучшения ситуации и с инновационной деятельностью в 2017 году, но это, надеюсь, будет видно уже из следующего выпуска статистического сборника.
Гохберг Леонид Маркович
Первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ