Нематериальное важнее материального

Школа финансов НИУ ВШЭ провела круглый стол, посвященный публичной нефинансовой отчетности. Ключевая презентация была сделана профессором итальянского Университета Феррары господином Стефано Замбоном, который также является председателем World Intellectual Capital Initiative (WICI) — глобальной инициативной сети специалистов, которая занимается систематизацией и распространением информации об показателях и формах отражении интеллектуального капитала в нефинансовой отчетности.

По определению профессора Замбона, к нефинансовым данным компании относится такие характеристики ее деятельности, которые нельзя выразить в денежном эквиваленте. Они группируются в различные компоненты: человеческий, клиентский, организационный или структурный капиталы.

Сегодня тема круглого стола Школы финансов звучит особенно актуально ввиду того, что в мае 2017 года правительством Российской Федерации была утверждена концепция развития публичной нефинансовой отчетности (ПНО). А с сентября этого года межведомственная рабочая группа, созданная Министерством экономического развития РФ, начала свою работу по воплощению этой концепции в жизнь и подготовке закона, регулирующего эту область отчетности публичных компаний

Между тем практика подготовки и публикации нефинансовой отчетности началась еще с конца прошлого века. По словам профессора Замбона, в 1994 году шведская фирма Skandia опубликовала первый отчет об интеллектуальном капитале компании. А в 2014 году Европейская комиссия выпустила директиву под номером 95, в которой крупным компаниям предписывается обязательно включать в свой годовой отчет информацию о действиях фирмы в отношении окружающей среды и о социальной ответственности, в том числе антикоррупционной составляющей, и отношении к сотрудникам компании: соблюдение прав человека, гендерное равенство, предоставление возможности трудоустроиться людям разного возраста и уровня образования. В соответствии с указанной директивой отчеты должны направляться в контролирующий орган, а также публиковаться на сайте компании.

Нефинансовые отчеты вносят весомый вклад в развитие компании, так как зачастую помогают менеджменту увидеть полную картину происходящего и более эффективно распределить имеющиеся ресурсы

Отвечая на замечания российских коллег относительно угрозы того, что опубликованную информацию конкуренты могут использовать в своих интересах, итальянский профессор сказал, что эти опасения нужно оставить в прошлом. «В современном мире доступность информации и прозрачность деятельности фирмы говорит только о том, что компания уверена в своем бизнесе и в своих позициях на рынке, — подчеркнул Замбон. — Более того, как ни парадоксально это звучит, но нефинансовые отчеты вносят весомый вклад в развитие компании, так как зачастую помогают менеджменту увидеть полную картину происходящего и более эффективно распределить имеющиеся ресурсы, не говоря уже о том, что нефинансовая отчетность является одним из ключевых документов для инвесторов».

Распространенная в мире и ставшая уже общепринятой часть нефинансовой отчетности отражает прежде всего деятельность компании в области восстановления окружающей среды, социальной ответственности, поддержки деловой инфраструктуры и содействия взаимодействию крупного бизнеса со средними и малыми компаниями. Однако спектр информации для нефинансовой отчетности отнюдь не исчерпывается такого рода данными. По данным 2017 года у таких компаний, как Apple, Amazon, Alphabet, Microsoft в рыночной капитализации свыше 80% составляют нематериальные активы, и, по мнению Замбона, увеличение их объема сегодня является трендом, так как «в конкурентной среде роль знаний становится все более определяющей». Это подтверждается и ростом инвестиций в интеллектуальные ресурсы, и их доля в ВВП, которая уже превалирует над инвестициями в материальные ресурсы в США, Великобритании и ряде стран Европейского союза.

Важность тренда отмечает и руководитель Школы финансов НИУ ВШЭ Ирина Ивашковская: «Кардинально меняется фундамент, на котором формируется капитал компании и строится бизнес. Поэтому такого рода данные должны систематизироваться и отражаться в нефинансовой отчетности. Один из распространенных в глобальной деловой среде форматов представлен интегрированной отчетностью, включающей  характеристику нескольких форм капитала компании. Деятельность Глобальной сети в области интеллектуального капитала (World Intellectual Capital Initiative, WICI) как раз направлена на разработку методов измерений и системы показателей интеллектуального капитала с учетом специфики отраслей и форм компаний. Сегодня такие данные в Европе собирают и публикуют не только крупные, но и средние, и даже малые компании. В интегрированном отчете удачно соединены уже сложившиеся системы данных об ответственном бизнесе и новые разделы о компонентах интеллектуального капитала компаний».

Что касается опыта российских компаний в подготовке нефинансовой отчетности, то пока она сфокусирована на ответственности бизнеса за природную и социальную среду, однако Россия как крупная страна все равно вольется в этот новый тренд анализа и систематизации данных об интеллектуальном капитале, считает итальянский эксперт. И как председатель WICI, он очень надеется, что в скором времени на базе Высшей школы экономики заработает российское отделение этой международной инициативной сети.