Нематериальное важнее материального
По определению профессора Замбона, к нефинансовым данным компании относится такие характеристики ее деятельности, которые нельзя выразить в денежном эквиваленте. Они группируются в различные компоненты: человеческий, клиентский, организационный или структурный капиталы.
Сегодня тема круглого стола Школы финансов звучит особенно актуально ввиду того, что в мае 2017 года правительством Российской Федерации была утверждена концепция развития публичной нефинансовой отчетности (ПНО). А с сентября этого года межведомственная рабочая группа, созданная Министерством экономического развития РФ, начала свою работу по воплощению этой концепции в жизнь и подготовке закона, регулирующего эту область отчетности публичных компаний
Между тем практика подготовки и публикации нефинансовой отчетности началась еще с конца прошлого века. По словам профессора Замбона, в 1994 году шведская фирма Skandia опубликовала первый отчет об интеллектуальном капитале компании. А в 2014 году Европейская комиссия выпустила директиву под номером 95, в которой крупным компаниям предписывается обязательно включать в свой годовой отчет информацию о действиях фирмы в отношении окружающей среды и о социальной ответственности, в том числе антикоррупционной составляющей, и отношении к сотрудникам компании: соблюдение прав человека, гендерное равенство, предоставление возможности трудоустроиться людям разного возраста и уровня образования. В соответствии с указанной директивой отчеты должны направляться в контролирующий орган, а также публиковаться на сайте компании.
Нефинансовые отчеты вносят весомый вклад в развитие компании, так как зачастую помогают менеджменту увидеть полную картину происходящего и более эффективно распределить имеющиеся ресурсы
Отвечая на замечания российских коллег относительно угрозы того, что опубликованную информацию конкуренты могут использовать в своих интересах, итальянский профессор сказал, что эти опасения нужно оставить в прошлом. «В современном мире доступность информации и прозрачность деятельности фирмы говорит только о том, что компания уверена в своем бизнесе и в своих позициях на рынке, — подчеркнул Замбон. — Более того, как ни парадоксально это звучит, но нефинансовые отчеты вносят весомый вклад в развитие компании, так как зачастую помогают менеджменту увидеть полную картину происходящего и более эффективно распределить имеющиеся ресурсы, не говоря уже о том, что нефинансовая отчетность является одним из ключевых документов для инвесторов».
Распространенная в мире и ставшая уже общепринятой часть нефинансовой отчетности отражает прежде всего деятельность компании в области восстановления окружающей среды, социальной ответственности, поддержки деловой инфраструктуры и содействия взаимодействию крупного бизнеса со средними и малыми компаниями. Однако спектр информации для нефинансовой отчетности отнюдь не исчерпывается такого рода данными. По данным 2017 года у таких компаний, как Apple, Amazon, Alphabet, Microsoft в рыночной капитализации свыше 80% составляют нематериальные активы, и, по мнению Замбона, увеличение их объема сегодня является трендом, так как «в конкурентной среде роль знаний становится все более определяющей». Это подтверждается и ростом инвестиций в интеллектуальные ресурсы, и их доля в ВВП, которая уже превалирует над инвестициями в материальные ресурсы в США, Великобритании и ряде стран Европейского союза.
Важность тренда отмечает и руководитель Школы финансов НИУ ВШЭ Ирина Ивашковская: «Кардинально меняется фундамент, на котором формируется капитал компании и строится бизнес. Поэтому такого рода данные должны систематизироваться и отражаться в нефинансовой отчетности. Один из распространенных в глобальной деловой среде форматов представлен интегрированной отчетностью, включающей характеристику нескольких форм капитала компании. Деятельность Глобальной сети в области интеллектуального капитала (World Intellectual Capital Initiative, WICI) как раз направлена на разработку методов измерений и системы показателей интеллектуального капитала с учетом специфики отраслей и форм компаний. Сегодня такие данные в Европе собирают и публикуют не только крупные, но и средние, и даже малые компании. В интегрированном отчете удачно соединены уже сложившиеся системы данных об ответственном бизнесе и новые разделы о компонентах интеллектуального капитала компаний».
Что касается опыта российских компаний в подготовке нефинансовой отчетности, то пока она сфокусирована на ответственности бизнеса за природную и социальную среду, однако Россия как крупная страна все равно вольется в этот новый тренд анализа и систематизации данных об интеллектуальном капитале, считает итальянский эксперт. И как председатель WICI, он очень надеется, что в скором времени на базе Высшей школы экономики заработает российское отделение этой международной инициативной сети.
Ивашковская Ирина Васильевна
Руководитель Школы финансов ВШЭ