Методология Форсайта — тенденции и перспективы
В новом специальном выпуске журнала «Форсайт» (Т. 15, № 2) собраны статьи, посвященные совершенствованию основных инструментов Форсайта, включая анализ технологических трендов, сценарное планирование и дорожные карты.
Во вступительной статье приглашенный редактор Юсуке Кисита обозначает контекстуальные и теоретические основы методологии Форсайт-исследований. Продемонстрирован вклад статей выпуска в решение актуальных задач развития инструментария Форсайта. Намечены направления исследований для ответа на нерешенные пока вопросы.
Выявление технологических трендов — ключевой фактор конкурентоспособности, позволяющий воспользоваться потенциалом новых разработок еще до их появления. В исследовании Тугрула Дайма, Эсраа Бухари, Даны Бакри, Джеймса ВанХуиса, Хайдара Ялсина и Сяоли Ванг «Прогнозирование технологических трендов с учетом временных интервалов между научными публикациями и патентами» представлен метод, комбинирующий интеллектуальный анализ текста с экспертной оценкой для изучения краткосрочных тенденций технологического развития. Объектом для его апробации выбрана бизнес-модель «программное обеспечение как услуга».
Сценарный анализ иллюстрирует открытость многих аспектов будущего, служит инструментом выработки предложений по планированию и реализации инициатив с долгосрочным эффектом. В работе Гильермо Веласко, Рафаэля Поппера и Йена Майлса «Погружение в креативное будущее как основа для разработки рекомендаций в рамках поисковых сценариев» предложен метод «перемещения» в трансформационные сценарии, при котором участники Форсайт-сессий примеряют различные роли в гипотетических будущих контекстах и принимают соответствующие решения. Оценивается влияние этого процесса на плодотворность генерации и оригинальность выдвигаемых идей.
Дорожные карты — эффективный инструмент, облегчающий формирование научно-технологической и инновационной политики в условиях неопределенности. Растет интерес к изучению подходов, позволяющих синтезировать аналитические и экспертные методы при составлении карт. В публикации «Дорожные карты в эпоху неопределенности: как интегрировать аналитику данных с экспертными знаниями» (авторы — Сунджу Ли, Кук Джин Джанг, Мюн Хан Ли и Сонг Рон Шин) предлагается подход к формированию подобных инструментов, протестированный на примере разработки дорожных карт для автомобильной промышленности. Выявлены сферы применения гибридного инструментария и факторы, влияющие на его адаптивность к различным контекстам.
В материале Хисаcи Мураты, Котаро Накамуры и Кунио Cирахады «Перспективы сопроизводства знаний для планирования умной инфраструктуры» предложен инструмент формирования коллективной базы знаний, направленный на развитие сотрудничества конкурирующих игроков и формирование согласованной отраслевой стратегии. Продемонстрирована практика его применения Ассоциацией развития инжиниринга Японии при подготовке дорожных карт в области умной социальной инфраструктуры. В результате обмена знаниями сложились общие представления о потенциале умных технологий. Доказана эффективность предлагаемого метода для получения знаний, недоступных отдельным компаниям или отраслевым организациям.
Оуэн О’Салливан, Роб Фааль и Чарльз Фезерстон в статье «Гибкая разработка дорожных карт как адаптивный подход к технологическому Форсайту» поднимают проблему недостаточной интеграции результатов Форсайт-проектов в стратегии организаций. Предлагается метод совершенствования дорожных карт, повышающий качество, достоверность содержания, и, следовательно, потенциал их влияния на принятие стратегических решений. Применение новых визуальных приемов открывает возможность для целостного охвата, гибкой и итеративной проработки колоссальных объемов информации. Обнаруживаются важные пробелы в знаниях, потенциальные источники ошибок и риски попадания в «эффект колеи», появляются возможности для своевременного осмысления возникающих технологических траекторий.
Электронная версия номера находится в свободном доступе на сайте журнала, онлайн-библиотеках e-Library и Киберленинка, мобильных платформах AppStore и Google Play. Печатные версии журнала по мере их выхода можно приобрести в фирменном магазине НИУ ВШЭ «БукВышка» (ул. Мясницкая, 20), а также по подписке.