• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фактчекинг: грозит ли России дефицит моторных масел

Фактчекинг: грозит ли России дефицит моторных масел

© iStock

В СМИ и социальных сетях распространяется информация о том, что России грозит дефицит моторных масел и брендированного топлива. Так ли это, разбираем в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша».

В Сети распространяется информация о том, что трудности с ввозом в Россию запчастей и расходных материалов обернулись для автовладельцев дефицитом и ростом цен. Выросла также стоимость работ по замене комплектующих.

В статье для портала «Автовзгляд» журналисты ссылаются на исследование Auto Mail, согласно которому 92% российских автовладельцев ощутили на себе повышение цен на обслуживание транспортных средств.

Из 5200 человек, принявших участие в опросе, 57% признались, что столкнулись с дефицитом различных деталей для автомобиля.

Кроме того, отдельно обращается внимание на трудности при подборе моторного масла. Об этой проблеме заявили почти 55% опрошенных респондентов.

Это не первое сообщение, в котором говорится о сложностях с обслуживанием автомобилей в России. Например, такие публикации появлялись в «Российской газете» и газете «Известия». В большинстве публикаций эксперты признают наличие проблемы.

О том, что российские сервисные компании столкнулись с нехваткой фирменных моторных масел, «Известиям» рассказал, в частности, директор департамента послепродажного обслуживания ГК «АвтоСпецЦентр» Игорь Серебряков. По его словам, около 70% российских сервисных центров в апреле 2022 года испытывали дефицит запчастей и комплектующих для двигателей, особенно импортных моторных масел. Как он объяснил, более 30 европейских, японских и американских брендов, специализирующихся на запчастях и расходниках, приостановили работу с российским авторитейлом.

Георгий Остапкович

Директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович полагает, что самое оптимальное решение в части обеспечения моторными маслами — это инициировать новые договоренности с конкретными фирмами о поставках продукции на отечественный рынок. «Санкций на поставку автомобильных масел в Россию наложено не было, а договориться, как правило, можно почти всегда, вопрос условий и цены», — отметил он.

В то же время в России возникла проблема с производством собственных масел и брендированного топлива. В публикации на автомобильном портале Drom.ru ссылаются на данные одного из масляных брендов, у которого все предприятия встали в режим паузы. Там объяснили заморозку производств тем, что закончились присадки в масло.

Присадки в масло и топливо часто добавляют еще на стадии производства. Они позволяют снизить расход топлива, увеличить срок службы масла, почистить мотор от нагара и сажи и т.д.

Как рассказал «Известиям» гендиректор центра отраслевых исследований RUPEC Андрей Костин, хотя присадки не являются критически необходимым элементом, но они улучшают эксплуатационные свойства техники. По его словам, эти добавки — сложная химия, которая базируется на глубоком ноу-хау, в их разработку компании (Evonik, BASF, Afton и др.) инвестируют десятилетиями.

В публикации агентства «Интерфакс» приводятся данные Центра развития производства присадок, занимающегося синтезом и испытаниями в технопарке «Сколково». Суммарный рынок депрессорно-диспергирующих и депрессорных присадок к топливу, позволяющих улучшить низкотемпературные характеристики, в РФ достигает порядка 23 тыс. тонн, или до 18 млрд рублей ежегодно. При этом доля импорта составляет 95%.

Российские производители занимают значительную часть на рынке противоизносных присадок для дизельного топлива, отмечается в публикации. Но в качестве сырья они чаще всего используют импортные низкозастывающие жирные кислоты таллового масла. Поэтому истинная доля таких отечественных присадок не превышает 30%.

Агентство также приводит официальный комментарий Минэнерго. Как объяснили агентству в министерстве, решение вопроса по обеспечению компаний нефтегазовой отрасли необходимыми присадками для топлива ведется сразу по двум направлениям — это импортозамещение и параллельный импорт.

В ведомстве образована рабочая группа по вопросам снижения зависимости нефтеперерабатывающей и нефтегазохимической промышленности от импорта оборудования, комплектующих, технологий и услуг (работ). В нее входят представители компаний и научных организаций.

«Российские НПЗ обеспечены присадками к топливу преимущественно отечественного производства, отдельные виды присадок поставляются в Россию из-за рубежа, из дружественных стран», — уточнили в министерстве.

Из заявления ведомства также следует, что в ближайшее время проблема будет решаться. В 2022–2023 годах ожидается завершение разработок и выход на рынок следующих видов присадок: присадки для брендированного топлива; депрессорно-диспергирующие присадки для дизельного топлива; противоизносные присадки для реактивного топлива.

«В настоящее время необходимости замещать абсолютно весь импорт присадок нет. Фактически импорт идет только по присадкам, которые используются для производства премиальных видов топлива, запросы отечественных производителей по октаноповышающим присадкам собственного производства, необходимым для базовых видов топлива, полностью обеспечены нашими заводами», — подчеркнули в министерстве.

Генеральный директор консультационной компании «ИнфоТЭК-КОНСАЛТ» Тамара Канделаки объяснила агентству «Интерфакс», что сейчас, чтобы не упало качество брендированных видов топлива, нужно оперативно найти аналоги в дружественных странах или начать делать их в России. Оба варианта она считает возможными, но химической промышленности необходимо преодолеть имеющиеся сложности, поскольку большинство компонентов она ранее не производила. «В химической отрасли назрела комплексная проблема, и ее важность нельзя недооценивать», — подчеркнула Тамара Канделаки.

Глава Российского топливного союза, объединяющего розничных операторов топливного рынка, Евгений Аркуша заявил агентству «Интерфакс», что брендированные виды топлива по-прежнему будут доступны потребителям.

«Все брендированные виды топлива, реализуемые на розничном топливном рынке, используют те или иные разновидности присадок (в основном двух фирм — BASF и Afton), обеспечивающих дополнительные моющие свойства топлива. Этих присадок хватит еще надолго. Альтернатива, над которой сейчас работают российские производители, а также поставки из дружественных стран будут способствовать тому, что автомобилисты без брендированных видов топлива не останутся», — резюмирует эксперт.