Danone уходит из России: возникнет ли дефицит молочной продукции?

Danone уходит из России: возникнет ли дефицит молочной продукции?

© iStock

В СМИ и социальных сетях обсуждается, что уход компании Danone с российского рынка может спровоцировать дефицит молочной продукции. Так ли это, разбираем в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша». 

Danone — крупнейший глобальный производитель продуктов питания, в том числе молочной продукции. В России у него 18 заводов, компания занимает второе место по переработке молока. Его российское подразделение входит в перечень системообразующих организаций отечественной экономики.

14 октября компания сообщила, что начинает «процесс передачи эффективного контроля над своим бизнесом по производству основных молочных продуктов и продуктов растительного происхождения (EDP) в России». Danone считает, что это «лучший вариант для обеспечения долгосрочной непрерывности местного бизнеса для своих сотрудников, потребителей и партнеров». На долю России, по данным компании, за первые девять месяцев 2022 года пришлось около 5% чистых продаж всей группы в сегменте EDP. Уход из страны может привести к убыткам до 1 миллиарда долларов. Сделка не затронет производство детского питания.

Сообщения об уходе Danone разместили все ведущие деловые СМИ, в частности «Коммерсант», «Российская газета», «Известия». Сообщение цитировали и в соцсетях.

«Известия» со ссылкой на источник написали, что Danone продаст свой молочный бизнес. Процесс продажи займет несколько месяцев, покупатель еще не определен. «Но среди них [претендентов] нет действующих конкурентов компании или локального менеджмента. В основном это инвесторы, для которых есть обязательные условия: сохранить профиль бизнеса, а также купить его полностью, предприятия не будут продавать по частям. При этом Danone, возможно, сохранит за собой долю в молочном бизнесе, чтобы была возможность вернуться», — отметил источник.

Риски ухода французской компании для российского рынка уже оценили в Минсельхозе в комментарии «Российской газете». Российские заводы холдинга Danone продолжают свою деятельность в обычном режиме, сохраняются рабочие места, а продукция поступает на российский рынок, подчеркнули в ведомстве.

При этом, как отметили в Минсельхозе, производство молочной продукции в России в последнее время устойчиво растет. В частности, Минсельхоз ссылался на данные Росстата, согласно которым за восемь месяцев 2022 года производство питьевого молока выросло на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сливочного масла — на 10,9%, сыров — на 3,1%.

Информацию о том, что производство продукции на заводе Danone продолжается, подтвердили, в частности, в правительстве Самарской области. Производство продукции на заводе Danone в Самаре продолжается, в ближайшие месяцы изменений в деятельности предприятия не предвидится, сообщили «РИА Новости» в пресс-службе правительства региона. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области находится в постоянном контакте с представителями предприятия, а дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от решений, принятых новым собственником.

Власти Липецкой области также подтвердили агентству «РИА Новости», что завод продолжит работать, сокращать персонал они не планируют.

Глава Молочного союза России Людмила Маницкая в беседе с газетой «Взгляд» заявила, что уход Danone был ожидаемым событием. По ее словам, точно так же поступили и другие интернациональные компании, например Valio и Tetra Pak. Эти компании сохранили производственные процессы и рабочие места под российской юрисдикцией.

«Таким образом, [смена собственника и руководства] продолжается и укрепляется курс на национальное развитие промышленности в изменившихся условиях, о котором неоднократно говорил Молочный союз России», — отметила она, подчеркнув, что с уходом Danone не предвидится дефицита или иных потрясений на молочном рынке.

При этом если дефицита молочных продуктов в России в ближайшее время и не ожидается, то части привычных брендов молочных продуктов отечественные потребители могут и не увидеть. Danone вряд ли разрешит пользоваться международными брендами, такими как «Активиа», «Даниссимо» или Danone, заявила в интервью «Российской газете» генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова. Однако останутся те бренды, которые зарегистрированы в России и реализуются на территории СНГ: «Простоквашино», «Bio Баланс», «Актуаль», «Смешарики», «Тёма», добавила она.

Самым логичным вариантом было бы продать активы местному менеджменту за символическую плату с возможностью обратного выкупа, считает она. В этом случае нет сомнений, что специалисты российского офиса Danone будут поддерживать планку качества продукции. Но возможен и вариант реализации российского бизнеса профильному инвестору, рассуждает эксперт.

Марина Петрова также уверена, что дефицита молочных продуктов в стране не будет. В России есть большое количество отечественных производителей качественной молочной продукции, подчеркивает эксперт. 

Директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович также считает, что дефицита молочных продуктов в связи со сворачиванием деятельности Danone в России не ожидается.

Георгий Остапкович

«У нас масса производителей, есть также производители и в Белоруссии. Поэтому беспокоиться не стоит. Например, в 2014 году также заместили, в частности, импортные сыры, но другое дело — качество этой продукции, насколько быстро оно будет достигнуто. Danone — это производитель, который использует современное оборудование и технологии. Так, после ухода иностранных производителей автомобилей на российском рынке стали появляться автомобили без подушки безопасности и антиблокировочной системы (ABS), поэтому важно следить за качеством молочной продукции», — отмечает эксперт.