Фактчекинг: можно ли выгнать Россию из G20

Фактчекинг: можно ли выгнать Россию из G20

© iStock

На фоне проходившего 15–16 ноября на Бали саммита стран G20 в социальных сетях и СМИ вновь стали обсуждать идею исключения России из стран «Большой двадцатки». Возможно ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша».

Идея исключения России из числа стран «Большой двадцатки» высказывалась неоднократно. В частности, ее озвучивал президент США Джо Байден. Об этом он говорил еще весной этого года на пресс-конференции по итогам саммита стран НАТО в Брюсселе. Глава польского МИД Збигнев Рау предлагал заменить Россию на Польшу в G20 в ответ на начало спецоперации РФ на Украине.

Вице-премьер Канады Христя Фриланд также недавно говорила о том, что Россию нужно исключить не только из «двадцатки», но и из Международного валютного фонда (МВФ). Она назвала Россию поджигателем, который приходит «на встречи пожарных». Однако, по словам Христи Фриланс, она не может особо ничего сделать для этого. Неоднократно эту идею высказывала и украинская сторона.

В последние дни тема с исключением России вновь стала активно обсуждаться из-за проходившего в Индонезии саммита стран «Большой двадцатки». Президент Украины Владимир Зеленский выступил на саммите G20 по видеосвязи, обратившись к ней как к G19 — очевидно, исключив Россию.

«Большая двадцатка» была создана в 1999 году на фоне экономического кризиса в Азии, но фактическая работа группы началась, только когда разразился глобальный экономический кризис 2008–2009 годов. Сейчас в G20 входят США, Канада, Австралия, Саудовская Аравия, Индия, Россия, Турция, ЮАР, Аргентина, Бразилия, Мексика, Великобритания, Германия, Италия, Франция, Индонезия, Китай, Южная Корея, Япония, а также Евросоюз. В странах «двадцатки» проживает две трети населения планеты, и на них приходится около 85% мирового ВВП. Решения группы принимаются консенсусом, не имеют обязательной силы.

«Начиная с 1999 года Россия активно участвует в мероприятиях “Группы 20”. В рамках своего участия Россия вносит предложения в проекты итоговых документов, предпринимает конкретные действия в целях выполнения принятых решений и обязательств в рамках Группы», — говорится на сайте ЦБ РФ.

Против исключения России из «двадцатки» выступил такой влиятельный ее член, как Китай. Об этом заявил глава МИД КНР Ван И на открытии двусторонней встречи с российским коллегой Сергеем Лавровым.

«Oчень рады, что вы личнo участвуете в саммите “двадцатки”, представляете Рoссию на саммите, это очень славная миссия. Мы пoддерживаем достойную роль Рoссии в рамках “двадцатки” и других междунарoдных площадок и считаем, что никто не имеет права отoбрать рациональное право России на участие в рамках мнoгосторонних форматов», — сказал Ван И (цитата по агентству ТАСС).

Эксперты и политики отмечают, что исключить Россию из «Большой двадцатки» решением каких-то стран нельзя. «Юридически невозможно исключить Россию из G20, ни одна из стран не может исключить другую», — подчеркнул глава комиссии Совфеда по защите госсуверенитета РФ Андрей Климов в ходе видеоинтервью «Парламентской газете» (цитата по «РИА Новости»).

Отвечая на вопрос о том, какую страну вместо России предлагалось включить в «двадцатку» — Украину или Польшу, он отметил: «Без России G20 быть не может, от РФ зависит очень многое». При этом сенатор добавил, что влияние в мире Украины или Польши невелико.

Ранее о том, что Россию невозможно исключить из G20, в интервью «РИА Новости» и RT говорил зампредседателя Совбеза России Дмитрий Медведев.

«Они говорят: давайте мы Россию из “двадцатки” исключим! Но я же помню, как это на моих глазах рождалось, эти решения принимали вместе. Сначала Буш в этом принимал участие, потом Обама. Все радовались, что за одним столом сидят представители таких разных стран: и Россия, и США, и КНР, и Индия. И это был формат, возникший консенсуальным путем, на основании единогласия. А теперь нам говорят: давайте исключим. Нет, ребят, это невозможно сделать!» — заявил Дмитрий Медведев.

Он напомнил, что в 2014 году Россию исключили из G8, но, по его словам, «это другое дело». «Это вы нас в “семерку” позвали тогда восьмым членом. Это другое дело, это ваш какой-то там закрытый клуб, не хотите нас видеть — мы оттуда ушли, нас оттуда попросили. А сейчас этот клуб вообще никакого значения-то и не имеет на самом деле. “Двадцатка” — другое дело, но эта “двадцатка” помогла нам справиться с кризисом 2008 года», — сказал зампредседателя Совбеза России.

Екатерина Энтина

При освещении нынешнего саммита в СМИ практически ничего не говорилось о том, что Россия является ключевой страной по всей той проблематике, которая обсуждалась на G20, комментирует профессор ВШЭ Екатерина Энтина.

«Это продовольственный кризис через призму зерновой сделки, энергетический кризис снова в ракурсе российских энергоносителей, и по климатической повестке без комплексного участия России продвигаться системно также не получится. Значит, лоббируемый Киевом вопрос об исключении России из G20 является чистым политиканством. Он нужен Киеву не для давления на Москву, а для того, чтобы упрекать недружественные страны в том, что они делают недостаточно», — говорит она.

Группа G20 принципиально отличается от мимолетно возникшей G8, которая потом стала G7. Другого типа прецедентов исключения не было, отмечает профессор.

«Но G20 имеет представительный характер, выражает мнение большинства населения планеты, а не только ее меньшей, но более богатой части. Эта констатация и есть ответ на вопрос о степени влияния Вашингтона в G20. Во многом G7 является его продолжением и инструментом. G20 составляют более самостоятельные игроки, в связи с чем риски исключения России минимальны. Однако стоит учитывать, что в современных условиях, когда Россия стала одновременно и субъектом, и объектом внешней политики, позиции стран и их изменение напрямую зависят от того, насколько вкусный им предлагается пирог», — резюмирует Екатерина Энтина.