Фактчекинг: похож ли российский беспилотник «Добрыня» на китайский дрон?

Фактчекинг: похож ли российский беспилотник «Добрыня» на китайский дрон?

© iStock

В социальных сетях сообщается, что российский государственный концерн «Алмаз — Антей» выдал за «собственную разработку» дрон китайского производства с AliExpress. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша».

В России развернули серийное производство многофункциональных беспилотников «Добрыня» силами концерна «Алмаз — Антей».

«Добрыня» имеет четыре винта. Его размеры в ширину и длину не превышают 250 миллиметров, а в высоту со снятым сменным аккумулятором составляют менее 60 миллиметров, сообщает телерадиокомпания «Звезда».

«Заданы условия типичного ливня, но ему все нипочем. Помещение железное, экранированное, отсутствует спутниковая связь, но управление идет без каких-либо проблем», — прокомментировал корреспондент телеканала испытания аппарата в специальной дождевой камере.

По сообщениям производителя, отечественные комплектующие составляют существенную долю в дроне «Добрыня».

Например, защитный кожух беспилотника печатается на 3D-принтерах российской разработки и производства, говорится в репортаже «Звезды».

Между тем, как обратили внимание военкоры Александр Харченко и Роман Сапоньков, новейшая разработка концерна «Алмаз — Антей» — беспилотник «Добрыня» — похожа на китайский iFlight Nazgul. Позже эту тему подхватили телеграм-каналы, которые утверждают, что «Алмаз — Антей» выдает за собственную разработку китайский БПЛА с AliExpress.

Квадрокоптер «Добрыня» построен на типовом решении, чтобы ускорить его создание, рассказал «РИА Новости» главный конструктор по разработкам гражданского назначения Обуховского завода, входящего в концерн, Егор Щербаков.

«Конкретные модели иностранных БПЛА за основу разработки не брались, но ориентировались на класс БПЛА (спортивные FPV-дроны), что было сделано для ускорения разработки и применения передовых разработок, которые можно серийно производить на предприятии без применения дорогостоящих в подготовке операций (литье, штамповка и тому подобное)», — сказал он.

Конструктор подчеркнул, что главное — изделия серийно выпускаются уже сейчас, дрон можно купить, его не нужно перепрошивать для использования в России. По его словам, работа «Добрыни» не зависит от капризов иностранных фирм и БПЛА не могут быть удаленно заблокированы через прошивку.

Гендиректор компании «Промобот» Максим Чугунов прокомментировал BFM.ru важность разработки отечественной платы для БПЛА.

«Указывали, что аккумулятор китайский, двигатели китайские, антенна и так далее — все это китайское. При этом говорится, что контроллер управляющий разработан как раз “Алмаз — Антеем”. Контроллер — это плата, которая управляет двигателями, дает возможность конструкции летать. То есть этот контроллер взаимоувязывает работу всех двигателей, синхронизирует их при необходимости. Давайте признаем факт, что да, у нас сейчас в России этого просто не производится, полупроводники и все остальное — зарубежное, потому что у нас их нет. Есть конструкторская документация, есть поставка комплектующих. За четыре месяца к такому результату подойти — вызов достаточно большой, то есть команда должна очень активно работать. Следующим шагом должна быть как раз поступательная замена всех компонентов на отечественные», — сказал он. Работа в этом направлении уже ведется, говорят в «Алмаз — Антее».

Василий Кашин

Причины использования в производстве отечественного дрона импортных компонентов прокомментировал директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин.

«В данном случае речь идет о сборке квадрокоптера с использованием китайских компонентов. Таких случаев много по всему миру. Собственно, успешные на рынке турецкие беспилотники «Байрактар», например, также первоначально представляли собой набор импортных компонентов с последующим постепенным увеличением локализации», — отметил он.

В условиях СВО на первом месте — удовлетворение потребностей армии, и при отсутствии своего производства эти потребности должны обеспечиваться импортом, подчеркивает эксперт. Беспилотники обычно производятся с использованием импортных компонентов, в том числе и китайцами. «Завышенные требования к локализации являются одной из важных причин медленного развития производства беспилотников в России в последние годы», — считает Василий Кашин.