Фактчекинг: поставят ли санкции крест на интеграции в рамках ЕАЭС?

Фактчекинг: поставят ли санкции крест на интеграции в рамках ЕАЭС?

© iStock

В СМИ пишут о том, что западные санкции практически заблокировали возможность дальнейшей интеграции ЕАЭС в мировую экономику. Так ли это, разбираем в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша».

Как отмечается в публикации, западные санкции против России поставили вопрос о целесообразности и формах дальнейшего существования Евразийского экономического союза. Утверждается, что ЕАЭС давал значительные выгоды небольшим экономикам постсоветских республик прежде всего за счет предоставления свободного доступа к российскому рынку. А введение широкомасштабных санкций в отношении России создало существенные параллельные риски для членов объединения. ЕАЭС стал еще одной структурой, существование которой поставлено под вопрос после начала специальной военной операции. При этом санкции поставили крест на возможностях дальнейшей интеграции ЕАЭС в мировую экономику, говорится в публикации.

ЕАЭС был создан в соответствии с договором от 29 мая 2014 года. К настоящему времени он объединяет пять государств: Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Россию.

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение единой экономической политики в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик в интересах повышения жизненного уровня государств-членов.

По итогам 2021 года объем взаимной торговли достиг максимума за период функционирования Евразийского экономического союза и составил 72,6 млрд долларов. Это на 31,9% больше, чем в 2020 году, и на 17,8% больше, чем в 2019-м.

Рост объемов экспорта во взаимной торговле зафиксирован во всех государствах объединения.

Евразийский экономический союз в непростой геополитической ситуации доказал свою эффективность и устойчивость к санкционному давлению со стороны недружественных стран, заявил на днях премьер-министр России Михаил Мишустин.

«ЕАЭС — это современный региональный интеграционный формат, набравший за период своего существования серьезный вес на международной арене. В такой непростой геополитической и экономической ситуации союз доказал свою эффективность и устойчивость к санкционному давлению со стороны недружественных государств», — сказал он, выступая на заседании совместной комиссии на уровне глав правительств РФ и Узбекистана (цитата — по агентству ТАСС).

По словам Михаила Мишустина, союз позиционирует себя как центр большого евразийского пространства, имеющего значительный потенциал для расширения торгово-экономических связей по всему миру. «И он открыт к приему новых участников», — добавил российский премьер.

Ближайшее заседание лидеров стран ЕАЭС пройдет 9 декабря 2022 года в Бишкеке под председательством Киргизии, и уже сообщалось о том, что президент России Владимир Путин планирует его посетить.

При этом на фоне западных санкций государства — члены объединения думают, наоборот, об углублении интеграции.

«Если и пересматривать вопрос участия Киргизии в ЕАЭС, то только в сторону углубления сотрудничества в рамках данного союза», — говорит эксперт по международным отношениям Байкадам Курамаев.

На уровне власти и большинства экспертов есть понимание, что вступление Киргизии в ЕАЭС было верным решением, так как оно экономически выгодно стране, отмечает он.

На днях сообщалось также о том, что ЕАЭС и Индонезия в 2023 году начнут переговоры о создании свободной торговой зоны. Заявление о запуске переговоров подписали министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК, орган ЕАЭС) Андрей Слепнев и министр торговли Индонезии Зулкифли Хасан.

«Евразийский экономический союз придает большое значение развитию взаимовыгодного сотрудничества с Индонезией, которая является одним из наших главных торговых партнеров в АСЕАН и Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. Надо использовать остающийся нераскрытый потенциал: как показало исследование, либерализация условий торговли может позволить нарастить товарооборот еще на 1,5 млрд долларов», — прокомментировал через пресс-службу начало процесса Андрей Слепнев.

По итогам января — сентября 2022 года товарооборот ЕАЭС с Индонезией вырос по сравнению с аналогичным периодом 2021 года на 48,4%, при этом экспорт увеличился более чем в 2,5 раза, импорт — почти на 16%, приводятся данные в сообщении торгового блока ЕЭК.

Александр Данильцев

«Создание ЕАЭС имело гораздо более глубокие основы, чем только развитие взаимной торговли или торговли с третьими странами. Договор о ЕАЭС предусматривает развитие интеграции во многих областях, включая все формы движения продуктов, производственной деятельности и факторов производства», — объясняет директор Института торговой политики ВШЭ Александр Данильцев. По его словам, больше всего интеграция продвинулась в торговой сфере.

«Разумеется, санкции сказываются на торговле, прежде всего РФ, в том числе и на показателях ЕАЭС, так как Россия — самая крупная экономика в ЕАЭС. Однако интеграционные процессы развиваются независимо от торговли РФ с третьими странами. По оценочным данным, которые доступны за 8 месяцев 2022 года, объем взаимного товарооборота трех стран ЕАЭС — Беларуси, Кыргызстана, Армении — вырос по сравнению со средним показателем за предыдущие 3 года (2019–2021 годы) не менее чем на 40%», — говорит эксперт.

При этом санкции внесли свой вклад в развитие взаимного сотрудничества, подчеркивает Александр Данильцев. Практически все регионы РФ, которые столкнулись с ограничением импортных поставок, обратились к партнерам в странах ЕАЭС с предложениями о поставках необходимых товаров, которые производятся в этих странах.

До введения санкций российские предприятия часто предпочитали европейских поставщиков (в том числе как партнеров — иностранных инвесторов), и это было проблемой в развитии торгового сотрудничества в ЕАЭС, говорит Александр Данильцев.

«В условиях же санкций российские компании видят возможных поставщиков в ЕАЭС, и это не реэкспорт, а собственное производство. Так что следует ожидать активизации производственных цепочек в рамках ЕАЭС», — подчеркивает он.

В целом государства ЕАЭС реализуют множество проектов. Например, эффективно работает механизм движения рабочей силы. Также это проекты, которые относятся к регулированию торговли (это системы маркировки товаров с целью обеспечения интересов как промышленных, так и конечных потребителей, установления норм безопасности и т.п.). Александр Данильцев полагает, что впереди — активизация сотрудничества в области инвестирования и торговли услугами.