Фактчекинг: остановили ли санкции российское кораблестроение

Фактчекинг: остановили ли санкции российское кораблестроение

© iStock

В СМИ пишут о том, что в России наблюдаются проблемы в кораблестроении. Новые суда не производятся, поскольку необходимые комплектующие не поставляются иностранными компаниями. Так ли это, разбираем в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».

Из-за санкций, которые ввели против России США и Европа, западные страны перестали поставлять комплектующие для российских судов, сообщается в публикации WSJ. Нехватка деталей приводит к задержке или остановке производства танкеров и океанских судов, которые необходимы России для перевозки нефти и грузов.

Но санкции не привели к коллапсу в российском судостроении. Суда продолжают строиться. «Самый главный итог (2022 года. — Ред .) — новые суда и корабли. В самый канун Нового года предприятия ОСК передали заказы Военно-морскому флоту. В присутствии президента России подняты Андреевские флаги на атомном подводном крейсере “Генералиссимус Суворов” и корабле противоминной обороны “Анатолий Шлемов”. На Севмаше спущена на воду атомная подводная лодка “Император Александр III”. По гражданской линии отмечу передачу госзаказчикам второго серийного атомного ледокола “Урал” и ледостойкой самодвижущейся платформы “Северный полюс”, невзирая на все санкции. Оба судна сейчас в Арктике, работают для страны», — подводил итоги прошлого года в интервью глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов (интервью опубликовано на сайте ОСК).

Всего в 2022 году, по данным ОСК, было заложено, спущено на воду, передано заказчику и отправлено на испытания более 20 судов. Впрочем, как признавал Алексей Рахманов, год действительно не был простым для отрасли, поскольку поставщикам, которые зависели от импортного оборудования, пришлось перестраиваться.

По оценке консалтинговой компании «РУКОН СПГруппа», российское судостроение на 70% зависит от импортного оборудования. В наибольшей степени от импорта зависит сегмент гражданского судостроения, в сфере гособоронзаказа доля иностранного оборудования незначительна, причем после событий 2014 года все закупки переориентированы на продукцию из Китая и Кореи, комментировали газете «Коммерсантъ» ситуацию в компании «INFOLine-Аналитика».

При этом Минпромторг России недавно скорректировал план строительства судов до 2035 года. Об этом сообщал директор департамента судостроительной промышленности и морской техники ведомства Борис Кабаков.

«Мы сформировали перспективный план строительства судов до 2035 года. Вначале он насчитывал 1101 единицу, потом мы его откорректировали: это 985 судов, из которых 153 крупнотоннажных и среднетоннажных судна. При этом та часть плана, которая включает в себя строительство судов по государственным программам, изменений не претерпевает. В основном меняются запросы частных судовладельцев в зависимости от конъюнктуры рынка», — сказал Борис Кабаков в ходе заседания Экспертного совета по развитию транспортного машиностроения Комитета Госдумы по промышленности и торговле (цитата по агентству «Интерфакс»). Он отметил, что перспективный план строительства включает 60 крупнотоннажных и 93 единицы среднетоннажных судов.

Как комментировал газете «Ведомости» гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров, главная задача отечественного судостроения в ближайшее время состоит в локализации производства. «Велик соблазн заменить судовое комплектующее оборудование из Европы и США на китайское или турецкое из-за дешевизны последних», — продолжает Бурмистров. Однако, как отмечал эксперт, важно поддерживать серийный выпуск уже имеющихся образцов, перепроектирование судов под отечественное судовое оборудование.

В правительстве РФ понимают сложности в российском кораблестроении.

«Из-за отказа западных партнеров от запланированных поставок некоторые отрасли оказались в достаточно сложном положении, в том числе судостроительные предприятия и верфи», — заявил недавно глава правительства Михаил Мишустин. В 2023 году решено выделить из бюджета 14 млрд рублей на разработку, серийный выпуск и модернизацию производства судового оборудования. «Это вдвое больше, чем в прошлом году», — подчеркнул премьер-министр. По его словам, получатели субсидий смогут компенсировать до 80% своих затрат. Финансирование предусмотрено и на следующий год.