Фактчекинг: сколько «Суперджетов» останется в России к 2030 году?

Фактчекинг: сколько «Суперджетов» останется в России к 2030 году?

© iStock

В СМИ пишут о том, что к 2030 году парк самолетов Sukhoi Superjet 100 сократится в пять раз. Так ли это, разбираем в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».

В публикации издания «Коммерсантъ» ссылаются на подсчеты корпораций «Иркут» и ОДК (обе входят в «Ростех»), согласно которым к концу 2030 года в эксплуатации в России останется всего 28 «старых» «Суперджетов» из более чем 150. Это произойдет, если не удастся освоить ремонт горячей части установленных на самолете иностранных двигателей. Как объясняют собеседники «Ъ» в отрасли, те SSJ, что активно летали с весны 2022 года, начнут массово вставать уже через год.

Проблемы в российской авиации действительно есть. После начала СВО России на Украине страны ЕC, Великобритания и США ввели санкции против российской авиаотрасли, включая полный запрет на поставки авиатехники и комплектующих.

На старых «Суперджетах» установлен двигатель SaM 146. За обслуживание, проектирование и изготовление деталей для горячей части двигателя SaM146 отвечала французская компания Safran, которая в марте 2022 года остановила свое участие в СП с ОДК PowerJet. Отечественный двигатель ПД-8 от «ОДК-Сатурна» должен заменить SaM146 в новых самолетах — SSJ New.

В корпорации «Ростех» опровергли резкое сокращение парка самолетов Sukhoi Superjet 100 к 2030 году. В публикации в газете «Коммерсантъ» делали прогноз на основе старых расчетов, отмечают в «Ростехе». Их делали еще в 2022 году, чтобы предусмотреть в том числе самые негативные сценарии.

«Сегодня май 2023 года, и уже очевидно, что такого не будет. ОАК, “Иркут” с коллегами из других компаний делают все, чтобы страна была обеспечена самолетами, а текущий парк обслуживался и продолжал летать. Ведется сложная системная работа по импортозамещению, создаются собственные комплектующие и агрегаты. Возможность ремоторизации на ПД-8 обсуждается, но надо смотреть, насколько это экономически целесообразно», — прокомментировали в «Ростехе».

Также в госкорпорации напомнили, что двигатели SaM146 еще долго смогут летать — весь необходимый сервис этих моторов «Ростех» и ОАК намерены осуществлять самостоятельно.

«Справимся сами, без Запада», — подытожили в «Ростехе».

В свою очередь, в корпорации «Иркут» напомнили, что в ближайшее время начнутся поставки авиакомпаниям серийных самолетов SSJ New с темпом до 20 в год и МС-21 с наращиванием выпуска до 72 в год в полностью российской компоновке, передает агентство «ТАСС». Эти самолеты составят основу парка к 2030 году.

«При этом текущий парк не импортозамещенных SSJ-100 продолжит играть важную роль в обеспечении авиаперевозок. Поэтому мы внимательно следим за состоянием самолетов, анализируем различные сценарии, в том числе экстремальные. Гипотезы из письма ноября 2022 года, на которое ссылаются коллеги из “Коммерсанта”, касаются только текущего парка и не рассматривают новые поступления самолетов на российский рынок. Кроме того, они описывают риски, если ничего не делать и сидеть сложа руки», — прокомментировали в корпорации.

На данный момент сформирована программа поддержания летной годности двигателей SaM146 до 2030 года. «Ход реализации данной программы позволяет уверенно говорить о том, что дальнейшая эффективная эксплуатация парка двигателей SaM146 как минимум до 2030 года будет полностью обеспечена с учетом потребностей российских авиакомпаний», — подытожили в корпорации.

Как штатную в российской авиаотрасли оценивает ситуацию эксперт комитета Госдумы по транспорту, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Отвечая на вопрос журналиста о том, приходится ли разбирать на запчасти самолеты, чтобы решить проблему с запчастями к иностранным самолетам, он отметил, что на начало марта 2023 года в разукомплектованном состоянии во всех авиакомпаниях России находится всего четыре самолета.

«Все остальные самолеты укомплектованы, а более 90% находится в состоянии летной годности. Это, по сути, штатная ситуация любой мировой авиакомпании: примерно 90% парка летает, 10% — на сервисном ремонтном обслуживании», — говорит эксперт. Несмотря на все запреты, запчасти к зарубежным лайнерам в Россию поступают, утверждает эксперт. «По моей информации, запас запчастей на сегодняшний день у авиакомпании на несколько месяцев вперед есть», — говорит Роман Гусаров.