• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фактчекинг: выросли ли розничные цены на крупную бытовую технику из-за ослабления рубля

Фактчекинг: выросли ли розничные цены на крупную бытовую технику из-за ослабления рубля

© iStock

В СМИ и социальных сетях распространяются сообщения о том, что из-за ослабления рубля бытовая техника подорожала на 8–10%. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».

Основанием для сообщений стала публикация в газете «Коммерсантъ». В ней говорится, что отпускные цены на крупную бытовую технику в РФ выросли в среднем на 8–10% на фоне ослабления рубля.

«Речь идет как о товарах, ввозящихся через параллельный импорт, так и об официальных поставках, например из Китая», — сообщает издание со ссылкой на данные дистрибьюторов и ритейлеров.

Однако торговые сети не соглашаются с тем, что в настоящее время из-за колебаний курсов валют растут цены на бытовую технику. В частности, представители «М.Видео-Эльдорадо» сообщили «Коммерсанту», что в настоящее время они не видят «явных предпосылок для существенного изменения цен». Ситуация на рынке, по их словам, достаточно стабильная с точки зрения как ассортимента и доступности товаров, так и их стоимости. А изменения цен если и имеют место, то носят локальный характер и связаны с завершением промоакций.

Цены на бытовую технику нечувствительны к колебаниям курса валют. Об этом заявил «АиФ» председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. По его словам, торговые сети сегодня «больше ориентируются на покупательную способность населения», чем на курс рубля к доллару и евро. «Ритейлеры бытовой техники могут корректировать цены на отдельные товары как в большую, так и в меньшую сторону в зависимости от доступности конкретных моделей и проходящих промоакций, — отметил Караваев. — Но о выраженном общем тренде на подорожание товаров из-за снижения курса рубля сейчас говорить не приходится».

По словам президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколова, сегодня «в маркетплейсах можно найти предложения с хорошими скидками, которые заставят забыть о слабом рубле». Он представил «АиФ» данные, согласно которым в середине апреля на одной из интернет-площадок холодильник Hotpoint-Ariston за неделю подешевел на 26%, а цена на телевизор Haier упала на 18%. И это при том, что именно в первой половине апреля курс доллара к рублю достиг максимальных с начала 2023 года показателей и поднимался выше 82 рублей за доллар. В настоящее время российская валюта укрепилась по отношению к доллару на 20%.

В целом эксперты соглашаются с тем, что на рынке ощущается обеспокоенность динамикой цен на бытовую технику. Однако нестабильность, как они считают, создают не колебания курсов валют, а ужесточение контроля поставок электроники в Россию из Казахстана, а также сокращение ассортимента. Но и с этими вызовами российский рынок справляется.

Руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников, комментируя «Радио 1» ситуацию с ценами, напомнил, что снижение поставок через Казахстан происходит постепенно с начала года. Он убежден, что в текущей ситуации на рынке «существуют различные механизмы, которые смогут урегулировать стоимость продукции».

«Не стоит переживать, так как у нас есть перспективы насыщения рынка альтернативной продукцией: сейчас — из Китая и Турции, а до конца года надо решать вопросы по производству собственной техники в рамках импортозамещения», — считает он.

Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин на своем официальном сайте заявил, что ввоз бытовой техники в Россию по параллельному импорту в обход Казахстана может спровоцировать рост издержек дистрибьюторов, но вряд ли приведет к росту цен. «И даже если издержки дистрибьюторов вырастут на 10–12%, то совершенно не факт, что цены надо будет поднять на аналогичный процент. Просто несколько снизятся прибыли торговцев. Я не думаю, что нам надо впадать из-за этого в панику», — убежден парламентарий.