• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фактчекинг: есть ли в России дефицит автозапчастей

Фактчекинг: есть ли в России дефицит автозапчастей

© iStock

В СМИ и социальных сетях распространяются сообщения о том, что представители дилеров заявили о нехватке уникальных деталей для автомобилей фирм, ушедших с российского рынка.Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».

Основанием для сообщений стала публикация в газете «Известия». В ней говорится о том, что срок ожидания комплектующих для ряда иномарок среднего и премиального сегмента увеличился до полугода. Проблемы есть с поставками электронных блоков, кузовных позиций, деталей интерьера, двигателей в сборе, головок блока цилиндров и агрегатов трансмиссии. Об этом рассказали «Известиям» представители дилеров и автосервисов. Образовалась нехватка уникальных запчастей для Hyundai, Audi, BMW, Jaguar, Lexus и Cadillac, утверждается в статье. Из-за накопившегося высокого спроса дефицит будет ощущаться как минимум до конца года, полагают опрошенные газетой эксперты.

Публикации о проблемах в России в автомобильной промышленности появляются регулярно и стабильно оказываются в топе новостей. В частности, в рамках проекта НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» ранее разбиралось распространение в Сети информации о том, что трудности с ввозом в Россию запчастей и расходных материалов обернулись для автовладельцев дефицитом и ростом цен. О сложностях с обслуживанием автомобилей в России писали в более ранних публикациях в «Российской газете» и газете «Известия».

Эксперты не отрицают, что на российском рынке сейчас возникают перебои с поставками деталей для некоторых моделей автомобилей. Однако проблема касается только редких марок. «Запчасти есть, дефицита не наблюдается. Просто надо избегать покупки редких автомобилей. Чем более массовый автомобиль, чем больше этой модели на рынке, тем меньше проблем с поставкой запчастей», — заявил руководитель экспертно-диагностической фирмы ДЭКС Андрей Лемигов в эфире радиостанции «Говорит Москва».

По его словам, никаких проблем с поставками запчастей для Hyundai, Audi и большой германской тройки нет. «Для Porsche и Jaguar, безусловно, хуже ситуация. Кроме того, нечестные поставщики стараются подделки под оригинал поставлять для тех автомобилей, которые дорогие. Это европейские модели и некоторые люксовые японские автомобили. Для них под маркой оригинальных запчастей часто поставляется бог знает что из подвалов Китая», — говорит Андрей Лемигов.

Как отмечал директор по сервису сети автосалонов Fresh Auto Александр Носко в интервью «Российской газете», при покупке машины с пробегом стоит учитывать наличие и ценовую доступность запчастей. Самыми бесперспективными моделями он называет трехлетние премиальные авто европейских и американских брендов BMW, Jaguar, Lexus, Cadillac, Audi и Mercedes-Benz. Запчасти для этих иномарок поставляются плохо, а цены выросли в несколько раз, говорит он.

Георгий Остапкович

Директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович также признает, что проблемы с автозапчастями в России для некоторых моделей автомобилей есть.

«Параллельный импорт работает, и в Россию продолжают поставляться запчасти. Но очень сложно наладить системную регулярную поставку деталей, поэтому время от времени запчасти для некоторых автомобилей пропадают. И проблема может усугубиться, поскольку налаженный транзит через дружественные страны может прерваться из-за угрозы вторичных санкций», — отмечает он.

Впрочем, как обращает внимание эксперт, санкций на автопроизводителей наложено не было, многие компании ушли по своей воле. А это значит, что проблемы можно решить в рамках договоренностей с конкретными компаниями. «Необходимо в ближайшее время садиться за стол переговоров с конкретными поставщиками. Договориться, как правило, можно всегда, это вопрос условий и цены», — резюмирует Георгий Остапкович.