• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фактчекинг: сталинские высотки — копии американских небоскребов?

Фактчекинг: сталинские высотки — копии американских небоскребов?

© iStock

В Сети распространяется информация о том, что сталинские высотки — это копия американских небоскребов. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».

Некоторые телеграм-каналы распространяют информацию о том, что сталинский ампир — это копирование американского стиля, сталинские высотки — копии американских небоскребов, а общий советский стиль той эпохи был схож с германским.

При этом некоторое время назад в «Википедии» даже была страница, где перечислялось, с какого конкретно американского небоскреба была скопирована каждая из высоток, обращают внимание журналисты в статье в издании Techinsider. Однако в этом же материале подчеркивается, что, по воспоминаниям Дмитрия Чечулина, главного архитектора города Москвы 1945–1949 годов, была установка сделать высотки максимально непохожими на американские небоскребы. Сталин даже потребовал добавить шпиль к одному из зданий, потому что оно «выглядело слишком по-американски».

В своей статье в журнале «Арзамас» историк архитектуры, создатель проекта «Москва глазами инженера» и автор ряда книг по архитектуре Айрат Багаутдинов, отвечая на вопрос, похожи ли сталинские высотки на американские небоскребы, также обращается к воспоминаниям Дмитрия Чечулина. Он пишет о том, что при строительстве сталинских высоток ориентировались на русскую средневековую архитектуру: колокольни, крепостные башни. «…Мне довелось поработать с архивами Аркадия Мордвинова, автора гостиницы “Украина”, и я действительно видел в одной из папок перерисованные обмеры церкви Вознесения Господня в Коломенском, колокольни Ивана Великого, Спасской башни Московского Кремля, и прослеживается, как он постепенно приходит к силуэту гостиницы “Украина”. Так что надо признать: ориентация на русскую средневековую архитектуру имела место. И это очень показательно, потому что это черта уже послевоенной архитектуры. Мы говорили о том, что в это время многие архитекторы ориентировались на русскую старину, и неслучайно другая сталинская высотка, гостиница “Ленинградская”, буквально использует декор нарышкинского барокко и в этом смысле напоминает нам, скажем, колокольню или башню Новодевичьего монастыря», — отмечает Айрат Багаутдинов.

Ирина Ильина

Профессор факультета городского и регионального развития ВШЭ Ирина Ильина напоминает, что история московских высоток началась с идеи о строительстве Дворца Советов на Волхонке — 420-метрового здания с грандиозной статуей В.И. Ленина на вершине.

«Архитекторы предугадывали желания “вождя народов” и старались претворить их в жизнь. Именно для придания Москве уникального силуэта и для архитектурного оформления площадей и магистралей формировалась система выразительных высотных ориентиров столицы, усиливающая планировочную структуру города. Постановлением Совета министров №53 было предписано, что пропорции и силуэты высотных зданий должны быть увязаны с исторически сложившейся архитектурой города и силуэтом будущего Дворца Советов. Это указание предопределило единство архитектурного стиля всех зданий, хотя все высотные здания выполнялись по уникальным проектам и каждое имеет свой неповторимый облик. Художественные решения семи из них восходили к образцам русского классицизма», — говорит эксперт.

При этом возникает естественный вопрос, в какой степени при возведении высоток был использован западный опыт, продолжает Ирина Ильина. Как отмечает она, архитекторы Дмитрий Чечулин и Вячеслав Олтаржевский посещали США для изучения опыта. Но архитектура — это всегда творческое авторское решение, основанное на богатстве мирового опыта, подчеркивает она.

«Например, отдельные специалисты находят в архитектуре сталинских высоток многие приемы классицизма времен Римской империи, для которого было характерно украшение фасадов скульптурами, декоративными розетками, мозаичными панно и т.п. Современные теоретики архитектуры увидели большое сходство пространственной композиции Главного здания МГУ с храмом Ангкор-Ват в Камбодже», — резюмирует эксперт.