Фактчекинг: стоимость поездок на такси вырастет?

Фактчекинг: стоимость поездок на такси вырастет?

© iStock

В СМИ сообщают, что введение обязательного страхования ответственности перевозчиков для агрегаторов такси повлечет за собой повышение тарифов на перевозки. Так ли это, разбираем в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша».

В публикации издания «Московский комсомолец» говорится о том, что депутаты ГД РФ обсуждают, что введение страхования для пассажиров такси приведет как к росту выплат в случаях причинения ущерба жизни и здоровью, так и к увеличению стоимости поездок.

«Сейчас страхование предусмотрено только в рамках полиса ОСАГО и составляет всего 500 тысяч рублей. Этого мало в случае серьезного ДТП. Повреждения имущества и здоровья этим не окупятся. Поэтому законодатели хотят увеличить сумму до 2 млн рублей», — объяснил в беседе с корреспондентом «МК» автомобильный эксперт Александр Шумский.

В России такси — единственный вид пассажирского транспорта, владельцы которого не страхуют гражданскую ответственность перевозчиков. Таксисты оформляют ОСАГО, по которому компенсация в случае смерти человека составляет максимум 500 тысяч рублей.

При этом, согласно углубленной статистике по ОСАГО, которую приводит Банк России на своем сайте, аварийность по легковым такси значительно выше, чем по обычным легковым машинам граждан. Водители такси попадают в аварии в 7,4 раза чаще, чем водители обычных легковых машин.

В связи с этим группа депутатов во главе с председателем Комитета Госдумы по финрынку Анатолием Аксаковым инициировала изменения в законодательство, согласно которым агрегаторы такси с 1 сентября 2024 года должны будут оформлять страхование ответственности перевозчиков (ОСГОП) как минимум на 2 млн рублей за причинение вреда жизни каждому пассажиру. Не оформив документ, компания или индивидуальный предприниматель не будут иметь права легально перевозить пассажиров. Также водители такси по-прежнему должны будут оформлять ОСАГО.

«Это позволит в четыре раза повысить размер выплат, на который могут претендовать граждане или их наследники в случае причинения вреда жизни или здоровью при перевозке в такси», — пояснил Аксаков.

При этом опасения относительно последствий введения новой страховки для водителей такси высказывал ряд деловых объединений. В частности, как писал РБК, «Опора России» говорила о росте финансовой нагрузки на водителей, уходе в тень части участников рынка и повышении социальной напряженности.

© iStock

13 июня закон, обязывающий агрегаторов такси с 1 сентября 2024 года оформлять страхование ответственности перевозчиков, все же был принят сразу во втором и третьем чтениях. Теперь, если документ одобрят сенаторы и подпишет президент, он вступит в силу в следующем году. Юридические или физические лица с лицензиями на перевозку пассажиров легковым такси должны будут приобрести полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика в течение 60 дней после вступления закона в силу.

После введения обязательного страхования ответственности перевозчиков для агрегаторов такси повышения тарифов на перевозки не произойдет, сказал Анатолий Аксаков на пленарном заседании палаты 13 июня.

«Никаких повышений тарифов точно не будет», — сказал депутат. Он подчеркнул, что закон обсуждали с представителями организаций такси, в том числе с крупнейшим организатором перевозок — «Яндекс.Такси».

В беседе с корреспондентом газеты «Коммерсантъ» Анатолий Аксаков отметил, что для компаний почти ничего не меняется. «Просто будет порядок, который позволит обеспечить учет транспортных средств. И выплаты по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств скорректируются в сторону снижения. Та часть, которая в ОСАГО шла на выплаты по страховым случаям, теперь переложится на новый вид страхования. Соответственно, должны уменьшиться платежи по ОСАГО», — сказал он. По его словам, предварительные расчеты ЦБ говорят, что стоимость нового полиса не превысит 2,5 тысячи рублей в год. 

«Независимо от стоимости страховки ее введение увеличит издержки агрегаторов такси. Когда издержки растут, обычно, чтобы отбить это повышение, повышают стоимость продукции, в данном случае могут вырасти тарифы на перевозки», — считает Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ.

При этом, как скажется это нововведение на стоимости поездок, будет зависеть от конкуренции на рынке, полагает он. В крупных городах, например в Москве, конкуренция высокая, поэтому при возможной корректировке тарифов перевозчиков водителям такси придется это учитывать. «К тому же, если стоимость полиса действительно окажется около 2,5 тысячи рублей в год, это не сильно отразится на стоимости поездок», — уверен эксперт.