Фактчекинг: в автосервисах наблюдается дефицит запчастей для китайских авто?

Фактчекинг: в автосервисах наблюдается дефицит запчастей для китайских авто?

© iStock

В СМИ и соцсетях распространяется информация о том, что в автосервисах не хватает запчастей для китайских автомобилей. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».

Основанием для публикаций стала статья в газете «Известия», в которой сообщается, что отечественные автосервисы испытывают нехватку деталей для китайских автомобилей. Со ссылкой на представителей отрасли издание сообщает, что склады станций техобслуживания заполнены запчастями всего лишь на 20–30%. Но, по данным другого «источника из сферы обслуживания автомобилей», склады заполнены на 50–60%.

Неоднозначными являются и данные экспертов по объемам продаж китайских автомобилей на российском рынке. Несомненно, их доля растет. Однако, судя по динамике, не настолько быстро, чтобы спрос на запчасти мог значительно превысить предложение. По статистике Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей, на которую ссылается Федеральное агентство новостей, доля китайских машин уже сейчас превышает 75% российского авторынка. Однако аналитическое агентство «Автостат» приводило другие данные. В феврале 2023 года, по данным «Автостата», впервые за год продажи китайских машин в России пошли на спад и на них пришлось только 36,4%.

Дефицит китайских запчастей отрицают и некоторые дилеры, на которых ссылаются «Известия». В частности, представители нового для России производителя, бренда Тank, рассказали, что наличие запчастей на региональном складе составляет 88%. Директор по послепродажному обслуживанию Tank и Haval в России Сергей Ксензов отметил, что у официальных дилеров есть доступ к электронному каталогу поиска запчастей. По его словам, «в случае задержки с ремонтом, вызванной отсутствием запасной части, клиенту в дилерском центре может быть предоставлен подменный автомобиль».

В целом участники рынка и эксперты не отрицают, что дефицит запчастей для каких-то китайских автомобилей в ближайшее время может периодически возникать. Однако критической ситуации они не ждут. Факторы риска еще в начале мая обозначил член правления Союза автосервисов России Илья Плисов порталу Autonews.ru. По его словам, китайцы выводят много новых марок на российский рынок и на формирование складских запасов запчастей может понадобиться некоторое время. Также существует проблема недоступности специальных каталогов запчастей для станций техобслуживания. «У одних и тех же моделей автомобилей в одинаковых комплектациях из разных партий могут быть разные, невзаимозаменяемые модели деталей, — пояснил эксперт. — Это создает трудности для их подбора».

© iStock

По большому счету, сегодня «нет такой проблемы», как дефицит запчастей для китайских автомобилей, заявил автомобильный эксперт Вячеслав Субботин телеканалу «360». «Основные запчасти ко всем автомобилям, включая европейские и японские, последние 15–20 лет шли из Китая, — рассказал он. — Налажены пути, линии, известны производители, уровень качества известен, можно найти все что угодно — от самого высокого качества до самого низкого». При этом он напомнил, что детали к китайским автомобилям во все времена «приходили криво», информация в каталогах и те машины, которые есть сейчас у автомобилистов, всегда не совпадали.

Эксперт считает, что гораздо более серьезной проблемой в настоящее время является возможный рост цен на китайские авто и запчасти, стоимость которых может превысить даже стоимость европейских.

В РЖД, со своей стороны, отрицают наличие каких-либо серьезных логистических сбоев в поставках запчастей из Китая. Несущественные задержки возможны, но, как заявили в компании, «около 98% грузовых отправок доставляются в установленные сроки».

О намерении оперативно решать проблемы с поставками запчастей, если они возникнут, заявил Минпромторг. Представители ведомства сообщили «Известиям», что автосервисы и дилерские центры не жаловались на сложности с поставками китайских запчастей. Но если обращения будут, то ведомство готово «оперативно проработать варианты поддержки отрасли в части обеспечения необходимыми комплектующими».