Фактчекинг: столкнутся ли россияне с дефицитом туалетной бумаги?

Фактчекинг: столкнутся ли россияне с дефицитом туалетной бумаги?

© iStock

В соцсетях и СМИ сообщается о том, что в России может возникнуть дефицит туалетной бумаги. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».

В интернете распространяется информация о возможном дефиците туалетной бумаги в России. Такое предположение делается на основании новости о том, что шведская компания Essity, владелец бренда туалетной бумаги Zewa, сообщила о продаже бизнеса в России. Соглашение Essity с покупателем уже одобрено российскими властями. Ожидается, что сделка будет завершена во втором квартале 2023 года.

Essity производит товары личной гигиены. Ее штаб-квартира находится в Стокгольме. Компания была основана в 2017-м путем выделения из материнской компании SCA направления санитарно-гигиенических изделий. Название Essity образовано от слов essentials и necessities, означающих предметы первой необходимости. Компания ведет продажи примерно в 150 странах мира под брендами TENA, Tork, JOBST, Leukoplast, Libero, Libresse, Lotus, Nosotras, Saba, Tempo, Vinda и Zewa.

На официальном сайте компании действительно размещен пресс-релиз об уходе из России. В 2022 году в России активы компании обесценились примерно на 1,7 млрд шведских крон, говорится в этом сообщении. Чистая выручка составила примерно 2% от общей чистой выручки группы, отмечают также в компании.

Между тем эксперты заверяют, что россияне не останутся без туалетной бумаги и других средств личной гигиены после решения Essity окончательно уйти с российского рынка. В частности, так считает экономист Денис Ракша, передает сайт KP.RU. После продажи бизнеса компании заводы продолжат работать уже под руководством новых владельцев. «Практически все иностранные компании, которые уходят с российского рынка или сокращают свое присутствие на нашем рынке, не закрывают свои активы на замок, а продают их на разных условиях», — объяснил Денис Ракша. Он добавил, что в России будет доступна абсолютно такая же продукция.

В России туалетная бумага с большой долей вероятности не подорожает из-за ухода Essity, рассказал NEWS.ru заведующий лабораторией сравнительного исследования социально-экономических систем экономфака МГУ Андрей Колганов. По его словам, на это есть несколько причин, одна из которых — наличие в стране производства необходимого сырья и химикатов. «Сколько раз уже иностранные компании уходили, и я ни разу не видел реакцию в виде повышения цен», — сказал он.

© iStock

По его словам, практически все производители туалетной бумаги находятся в РФ, независимо от того, какая фирма владеет производством — российская или иностранная. Андрей Колганов отметил, что зарубежная фирма, уходя с отечественного рынка, только прекращает работу в качестве собственника и либо продает бизнес российской компании, либо не продает, и тогда существуют правовые основания для передачи под управление российским фирмам.

В Минпромторге также прокомментировали новость об уходе шведской компании, отметив, что она передала право на управление своими мощностями в России местным акционерам. «Деятельность предприятия будет продолжаться, а данное решение не затронет ассортимент и объемы выпускаемой продукции, не повлияет на ее стоимость», — сказали в Минпромторге РФ (цитата по «РИА Новости»). В министерстве также подчеркнули, что рабочие места на предприятиях будут сохранены. При этом Минпромторг внимательно наблюдает за процессом передачи прав и дальнейшей работой предприятий, находясь в постоянном контакте с новыми собственниками.

Что действительно может измениться для россиян, так это названия привычных марок. Как мы видели на примере Henkel, бренды остались, но они стали писаться не латинскими буквами, а кириллицей. В данном случае также не исключен подобный вариант, прокомментировал «Ъ FM» партнер юридической фирмы GRM Сергей Новиков.

Согласна с ним и генеральный директор компании Online Patent Алина Акиншина. Правообладателем товарных знаков и патентов выступает именно шведская компания и есть вероятность, что новому владельцу не позволят использовать старые наименования, отметила она в комментарии «Ъ FM».

«Преимущественно при уходе компании с территории Российской Федерации ее покидают и бренды, то есть права на товарные знаки не передаются. В данном случае они принадлежат шведской головной корпорации. Как правило, в таких ситуациях не заключаются лицензионные договоры, не производится отчуждение прав на товарные знаки. Так что та ассортиментная матрица, которая будет выпускаться в России, уже не будет иметь те названия, которые привычны потребителям продукции Essity. Появятся какие-то другие наименования, другие торговые марки. Но, естественно, возможны и иные варианты. Например, могут быть заключены какие-то лицензионные соглашения в отношении использования брендов», — говорит эксперт.