Фактчекинг: достаточно ли лекарств в российских аптеках
В соцсетях и телеграм-каналах сообщают о дефиците популярных лекарств. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».
В соцсетях сообщают, что увеличение смертности населения России связано с ростом цен на медикаменты и исчезновением целого ряда препаратов. При этом ссылаются на информацию RNC Pharma, по которой около 85% российских медикаментов изготавливаются из импортных действующих веществ. После начала СВО и санкций образовался дефицит сырья, и некоторые препараты оказались в зоне риска, сообщается в публикации.
О возможных проблемах с лекарствами в России в связи с санкциями и нарушением логистических поставок сообщается не впервые. В рамках совместного проекта НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа» уже разбирались кейсы, в которых говорилось о дефиците лекарств. В частности, не соответствующей действительности оказалась информация о том, что из российских аптек пропал импортный гормональный препарат «Норколут», который часто назначается женщинам при заболеваниях половой сферы. Также недостоверной оказались и статьи о том, что более 90% российских клиник в 2022 году столкнулись с нехваткой ветеринарных препаратов из-за санкций и прекращения поставок.
В то же время цены на лекарства действительно растут. По данным Росстата, с 6 по 13 июня 2023 года в группе наблюдаемых медикаментов подорожали: «Аллохол» — на 1,2%, «Корвалол» — на 0,7%, поливитамины — на 0,6%, «Левомеколь» — на 0,4%, метамизол натрия (отечественный «Анальгин»), «Эргоферон» и «Нимесулид» — на 0,2%, комбинированные анальгетики и «Валидол» — на 0,1%.
С начала этого года выросла стоимость большинства наблюдаемых медикаментов. Цена на метамизол натрия увеличилась на 3,42%, на поливитамины — на 5,31%, на «Ренгалин» — на 1,36%, на «Левомеколь» — на 2%, на «Аллохол» — на 7,79%, на комбинированные анальгетики — на 0,84%, на «Нимесулид» — на 2,37%, на «Корвалол» — на 2,02%. При этом цена на «Валидол» с начала года снизились на 0,63%, а на «Эргоферон» не изменилась.
В 2022 году цены на жизненно важные и необходимые медикаменты выросли на 4,2%, следует из данных Росстата. При этом в целом годовая инфляция составила в прошлом году 11,9%.
Георгий Остапкович
«Росстат отслеживает рост цен на лекарства по широко распространенным наименованиям, они действительно не так сильно подорожали, однако отдельные категории препаратов могли вырасти в цене гораздо больше. Поэтому может показаться, что в целом стоимость лекарств увеличилась сильнее, чем показывает официальная статистика», — комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
Росздравнадзор в своем телеграм-канале признал, что те или иные средства могут приходить в аптеки с задержками из-за проблем с логистикой. Но это не означает дефицита. И официальные лица, и эксперты неоднократно опровергали дефицит лекарств на рынке.
Дефицит лекарств в России отсутствует, несмотря на уход некоторых торговых наименований, сообщал ТАСС директор департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Министерства промышленности и торговли РФ Дмитрий Галкин в кулуарах XI Петербургского международного юридического форума.
«Дефектуры лекарственных препаратов нет. Здравоохранение не подвержено санкциям, это подтверждается практически. Все компании как поставляют, так и производят. Есть несколько продуктов, которые увели, но они замещены вполне полноценно. Это не связано с санкциями, а скорее с технологиями и конкуренцией. На качестве лекарств это не отразилось, потому что они проверяются вне зависимости от территориальной принадлежности», — сказал он.
Василий Власов
Эксперты ВШЭ также отмечали, что ситуация с лекарствами стабильная. «О причинах отсутствия конкретных препаратов всегда сложно говорить. Они могут быть зависимы от одного или двух производителей, и у каждого может быть своя причина, почему в данный момент лекарств нет. Но в целом сейчас положение на лекарственном рынке далеко от того, чтобы бить тревогу», — комментировал ранее проблему с доступностью лекарств профессор ВШЭ Василий Власов.
Георгий Остапкович также отмечал, что дефицита на российском рынке лекарств нет: «Лекарства не попали в санкционный список, все придерживаются гуманистической точки зрения, иностранные фармацевтические компании не приостановили поставки. Кроме того, действует параллельный импорт. Ситуация, когда, чтобы найти какой-то конкретный препарат, нужно обойти 5–6 аптек, бывали и раньше, но это не значит, что на рынке дефицит».