Фактчекинг: ждать ли роста цен на сигареты из-за перехода на электронную маркировку?
В СМИ и соцсетях распространяется информация о том, что из-за перехода на электронную маркировку цены на сигареты для россиян значительно вырастут. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».
Основанием для публикаций стала статья, в которой со ссылкой на информагентство ТАСС сообщается, что «Минфин готовится отказаться от бумажных акцизов на табачную и никотиносодержащую продукцию в пользу цифровой маркировки» в I квартале 2024 года. Пилотный проект реализуется с мая 2023 года и завершится в июле 2024 года. Единым оператором цифровой маркировки табака, как и других товаров, выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), который на 50% принадлежит холдингу USM миллиардера Алишера Усманова.
Материал растиражировали соцсети. Однако они не утверждают, что переход к электронному акцизу непременно приведет к увеличению стоимости сигарет. Более того, в части публикаций и телеграм-канале «Караульный» назвали статью фейком, отметив, что издание уже не первый раз распространяет недостоверную информацию. Также «Караульный» подчеркивает: «Табачные изделия в России уже маркируются с 2019 года, это позволяет существенно сократить количество контрафактной продукции на полках. Государство может полностью отследить путь сигаретной пачки от завода-изготовителя до прилавка магазина через систему “Честный знак”. Никаких дополнительных маркировок не планируется».
При этом нет оснований ожидать роста цен на табачную продукцию из-за перехода на электронный акциз. Во-первых, цифровая маркировка внедряется постепенно с 2019 года. В настоящее время эта работа почти завершилась. Правительство поручило обеспечить с 2024 года полный отказ от бумажной маркировки сигарет.
ТАСС сообщает, что в настоящее время Минфином России совместно с ЦРПТ и ФНС России осуществляется «разработка механизма контроля полноты уплаты акциза на табачную и никотиносодержащую продукцию на основании данных о ее маркировке средствами идентификации». Фактически больших дополнительных трат от участников рынка не потребуется. Как отмечается на портале национальной системы цифровой маркировки «Честный знак», все процессы в отрасли уже «настроены для работы с маркированным товаром».
Во-вторых, на портале «Честный знак» со ссылкой на письмо российских подразделений Japan Tobacco International и Philip Morris International в Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам сообщается, что «отказ от нанесения бумажного акциза и использование вместо него маркировки табачной продукции “Честным знаком” позволит экономить производителям более 2 млрд рублей ежегодно». Снижение нагрузки на бизнес в перспективе может позитивно отразиться на ценах.
В 2019 году, в начале работы по введению системы цифровой маркировки товаров, председатель совета директоров ЦРПТ Михаил Дубинин отмечал, что «нет предпосылок для роста цен». По его словам, выгодоприобретателями являются все: государство, бизнес и потребители. Дело не только в том, что цифровой акциз позволяет обелить рынок и бороться с контрафактом, но и в том, что цены в перспективе могут снизиться за счет выравнивания конкуренции.
В целом споры о влиянии цифрового акциза на цены в экспертной среде не прекращаются. В январе 2020 года Аналитический центр при правительстве РФ спрогнозировал увеличение на 25% стоимости изделий из табака из-за введения цифровых кодов. Однако Минпромторг тогда сообщил, что введение с 1 марта 2019 года обязательной цифровой маркировки сигарет «никак не сказалось на их цене».
Вопрос о том, как повлияет введение цифрового акциза на стоимость сигарет, обсуждается не первый год. В 2020 году замглавы управления макроэкономических исследований Аналитического центра при правительстве РФ Виктория Павлюшина высказала мнение, что цены на табачные изделия могут вырасти в связи с этой мерой на 25%. Это, в частности, связано с тем, что бизнесу пришлось установить новое оборудование на заводах. Однако в пресс-службе Минпромторга «Известиям» сообщили, что введение маркировки не повлияло на стоимость табачной продукции. Это неоднократно отмечалось крупнейшими производителями, добавляли в ведомстве.
Тем не менее за последние несколько лет цены на сигареты значительно выросли. Но основными факторами этого процесса эксперты называют отнюдь не маркировку, а индексацию акцизов, удорожание сырья и материалов. В июне 2023 года главный редактор отраслевого информагентства «Русский табак» Максим Королев сообщил, что ожидает роста цен на табак из-за принятия закона о госрегулировании отрасли. «Различные его положения будут вступать в силу постепенно: лицензирование производства, учет сырья, ввоз сырья и так далее, — сообщил он. — Все это будет переложено на плечи потребителя, то есть войдет в розничную цену, но это не случится одномоментно».