Фактчекинг: Российские больницы начнут отказывать в лечении по ОМС?
В СМИ и соцсетях распространяется информация о том, что поликлиники и больницы начнут отказывать пациентам в бесплатном лечении после вступления в силу 1 сентября 2023 года новых правил по оказанию услуг по ОМС. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».
Основанием для публикаций стала статья в газете «Наша версия». В ней сообщается, что «пациентские и медицинские сообщества переполнены слухами о том, что клиники под нажимом страховщиков уже начали сокращать бесплатные программы». Однако оснований для панических настроений эксперты не видят. Некоторые источники прямо называют информацию фейком.
При этом «Наша версия» сообщила, что в этом году бюджет Федерального фонда ОМС (ФОМС) рекордно увеличен и превышает 3 трлн рублей. Более того, «несмотря на слухи о тотальной экономии и аудиторских проверках страховщиков, выделенные из бюджета средства территориальным фондам ОМС зачастую остаются неосвоенными». А значит, деньги на бесплатное лечение граждан у регионов имеются. Это подтверждает и статистика. Например, недавно власти Нижегородской области сообщили о росте финансирования лечения онкозаболеваний по ОМС на 30%.
Текущую ситуацию разъяснили специалисты портала «Объясняем.рф». То, что лечение по полису обязательного медицинского страхования будет продолжать оказываться бесплатно в полном объеме, предусмотрено Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которую ежегодно утверждает правительство.
Поликлиники и больницы, работающие по полису ОМС, обязаны предоставить пациенту всю информацию о доступном для него лечении в регионе обращения. Также медицинская организация должна уведомить пациента о предельных сроках ожидания медицинской помощи при получении ее бесплатно. Это требование закреплено постановлением правительства РФ, действует с 2012 года и является обязательным, отмечается в сообщении.
Что касается обновленных правил, которые вступят в силу в сентябре, то действующую систему они не меняют. Речь идет только о четком разграничении оснований для оказания бесплатных и платных медицинских услуг. Бесплатными остаются первичная медпомощь, специализированная, включая высокотехнологичную и лечение в стационаре, а также паллиативная и скорая медицинская помощь.
При этом перечень услуг, доступных по ОМС, расширяется, а не сокращается. Например, в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов в ОМС впервые включена реабилитация на дому. Также, как сообщает ФОМС, в программу введены критерии качества медицинской помощи по охвату противовирусной терапией пациентов с гепатитом С, исследования доноров органов и тканей.
Получить услуги по ОМС можно только по назначению врача и в объемах, определенных протоколом лечения. За превышение объемов поликлиникам и больницам грозят штрафы.
Строго говоря, подход к оказанию помощи по ОМС остается прежним. Просто ранее из-за отсутствия прописанных в документах четких разграничений многие пациенты настаивали на дополнительных и зачастую ненужных им исследованиях. «Сейчас чуть ли не каждый пациент, приходящий ко мне на прием, требует себе МРТ. Хотя в большинстве случаев можно обойтись и обычным рентгеном», — приводит высказывание одного из врачей «Наша версия». Выходить за рамки протоколов станет сложнее.
Объективные основания для беспокойства эксперты видят только в том, что не исключены «перегибы на местах». В информационном поле есть данные о судебных процессах между пациентами, лечебными учреждениями и страховщиками. Также «Наша версия» со ссылкой на анонимные источники сообщает о начавшихся аудиторских проверках поликлиник и больниц с целью выявить избыточное лечение. Однако это единичные случаи. «У нас нет данных о том, что появляются массовые проблемы в связи с этим, — сообщил президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. — Всплеска мы не видим. Вполне возможно, что где-то в регионах ситуации с отказами в назначении исследований есть, но они носят немассовый характер».