Фактчекинг: нарушает ли создание витрин данных школьников действующее законодательство?
В СМИ и соцсетях распространяется информация о том, что создание на базе ФГИС «Моя школа» так называемых витрин данных школьников нарушает закон №152-ФЗ «О защите персональных данных» и Конституцию РФ. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».
Основанием для распространения информации послужила статья на портале РИА «Катюша». Она посвящена анонсированному недавно заместителем министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Олегом Качановым проекту «Витрины данных “Образование”». Уже этим летом ведомство планирует создать в каждом регионе России витрины данных школьников, которые сольются в единую всероссийскую цифровую базу данных.
По сути витрины данных школьников — это цифровые досье каждого ученика. В них будут электронный дневник, информация об участии в олимпиадах, достижениях, предметной специализации и многое другое. К тому же именно там теперь будет представлен весь необходимый для онлайн-обучения образовательный контент.
С технической точки зрения витрины данных школьников — типичная Big Data (большой массив структурированных баз данных). Они создаются на основе ФГИС «Моя школа». Еще в прошлом году ТАСС со ссылкой на заявление главы Минпросвещения Сергея Кравцова сообщил, что в течение 2023 года к ФГИС «Моя школа» будут подключены все российские школы.
В настоящее время этот процесс активно идет. Для москвичей, например, витрины данных на базе ФГИС «Моя школа» заменяют цифровую платформу МЭШ. В правительстве Москвы подключение собственного успешного цифрового сервиса к общей «витрине» школьников приветствуют. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, город и сам неоднократно предпринимал усилия для того, чтобы создать общедоступную по всей России образовательную платформу. «И вот есть конкретное соглашение в рамках создания федеральной государственной информационной системы», — сказал мэр Москвы.
Еще в мае 2023 года Подмосковье, как и Москва, подписало соглашение о передаче технологий ФГИС «Моя школа». «От этого подписания, самое главное, выиграют ученик и учитель, — сообщил губернатор Московской области Андрей Воробьев. — Платформа ФГИС «Моя школа» позволяет выявлять таланты у наших детей, а педагогу, если необходимо, повышать свое мастерство».
Однако в публикации на портале РИА «Катюша» выражена противоположная точка зрения, которой придерживаются противники создания цифровой экономики. В свойственной им эмоциональной манере они оценивают витрины данных школьников как шаг на пути к «цифровому рабству». Если отбросить эмоции, то авторы статьи обвиняют инициаторов проекта в несоблюдении действующего законодательства в сфере защиты персональных данных, призывают родителей бойкотировать ФГИС «Моя школа» и отзывать согласие на использование персональных данных детей.
Многие эксперты с такой оценкой проекта «Витрины данных “Образование”» не соглашаются. В частности, юрист движения «Российским детям — доступное дошкольное образование» Елена Шульгина сообщила URA.RU, что ФГИС «Моя школа» положения законодательства не нарушает. «Если школьники, передавая персональные данные, дают согласие на их обработку третьими лицами, то здесь нарушения закона нет», — рассказала Шульгина. Эксперт подчеркивает, что на портале «Моя школа» сбор информации производится добровольно. Кроме того, платформа «отвечает требованиям первого класса защищенности (К1) и имеет высокий уровень значимости».
Ведущий эксперт Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ Анна Вавилова считает, что «появление единой базы данных в образовании, с одной стороны, очень удобно». По ее словам, витрина данных школьников позволит упростить и ускорить различные административные процедуры в сфере образования». Что касается критики со стороны части родительского сообщества и противников цифровизации, то эксперт предполагает, что «они могут быть напуганы не совсем удачным для проекта», на ее взгляд, словом «витрина». При этом она отмечает и реальные риски. «В первую очередь, конечно, встает вопрос о создании надежной защиты от нелегального доступа к базе данных, — говорит она. — Также необходимо четко определить круг тех, кто будет иметь легальный доступ к данным. Если это не только государственные структуры, но и экспертное сообщество, важно понять степень его ответственности за возможную утечку информации. Не исключены и технические сбои системы». Вавилова считает, что экспертам также стоит задуматься о том, «какие риски для равенства в образовательных возможностях для различных слоев населения создает цифровизация».
Министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова обратила внимание на то, что ФГИС «Моя школа» — полностью отечественная разработка, которая «отвечает современным реалиям и повышает эффективность работы учителя». Она назвала сервис «очередным важным шагом в направлении цифровизации».
Директор Регионального центра оценки качества и информатизации образования Андрей Барабас заявил, что ФГИС «Моя школа» для учителя удобен тем, что там собран весь образовательный контент. «Предполагается, что данная платформа позволит формировать индивидуальный процесс обучения, — считает он. — Если у ребенка есть прогресс, ему не имеет смысла топтаться на месте со всеми остальными, он может пойти по продвинутой программе».
Недавно «Учительская газета» рассказала о плюсах использования ФГИС «Моя школа». «Это инструмент для помощи в работе учителю, ученикам и родителям, — сообщает газета. — Он дополняет традиционную систему образования, но не заменяет личное общение». На портале, помимо дневника и других персональных данных, размещены блоки учебных материалов. На главной странице сайта, как отмечает газета, можно просматривать новости, находить полезные ссылки, проходить опросы, хранить файлы и документы. Издание напоминает, что систему успешно апробировали в 15 регионах.