• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фактчекинг: Россию исключили из программы широкофюзеляжного самолета CR929?

Фактчекинг: Россию исключили из программы широкофюзеляжного самолета CR929?

© iStock

В СМИ и соцсетях распространяются сообщения о том, что Россию «выкинули» из китайско-российской программы создания широкофюзеляжного самолета CR929. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».

Основанием для распространения информации стала публикация на международной новостной онлайн-платформе AeroTime. В ней сообщается, что на авиакосмическом салоне Paris Air Show 2023 на стенде китайской авиастроительной корпорации COMAC макет CR929 демонстрировался без надписи «CR929» и без логотипа российского партнера — Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

СМИ также ссылаются на статью в издании The Air Current, в которой отмечается, что «проект широкофюзеляжного пассажирского самолета CR929, который задумывался как конкурент лайнеров Boeing и Airbus, потерпел неудачу», а все российские наработки «Китай поменял на технологические решения от западных компаний».

Портал «Авиация России» напомнил, что договор между китайской корпорацией COMAC и российской ОАК о создании самолета был подписан в 2014 году. Для разработки проекта в 2017 году была создана совместная компания CRAIC. Однако еще в 2019–2021 годах, по данным издания, партнеры серьезно конфликтовали по поводу технических характеристик самолета.

В результате санкций и давления на российскую авиационную отрасль сотрудничество, как заключает портал «Авиация России», остановилось и Россия «прекратила свое участие в разработке лайнера CR929». Одной из причин конфликта аналитики издания еще год назад, ссылаясь на газету South China Morning Post, называли желание китайской стороны «исключить Россию из доли прибыли от китайского рынка и вместо этого разделить прибыль от экспортных поставок CR929, в которых доля России составит 70%».

Однако официально ни китайская, ни российская стороны об окончании сотрудничества по проекту CR929 не заявляли. Информация о самолете как о совместном китайско-российском проекте, сообщает AeroTime, представлена на портале COMAC. «Страница самолета по-прежнему доступна на веб-сайте COMAC как в китайской, так и в английской версиях, где говорится, что CR929 может вместить 280 пассажиров и пролететь до 12 000 км», — пишет издание. Кроме того, по его данным, «на веб-сайте китайской компании на изображениях самолета по-прежнему указана Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), а название CR929 размещено там, где теперь написаны слова “Comac wide-body”».

Эксперты считают, что сейчас речь идет не о том, что Россию «выкинули» из проекта, а о том, что Россия сама может выйти из него в ближайшее время.

Еще в 2022 году на ПМЭФ глава Минпромторга России Денис Мантуров рассказал об «изменении структуры сотрудничества»: «Процесс идет, но с учетом новых вводных, по тем ограничениям, которые есть сегодня в части кооперации, которая сложена была китайскими партнерами с привлечением западных производителей, придется потратить время на перестройку подходов».

Примерно в то же время бывший вице-премьер Юрий Борисов заявил, что «проект идет в принципе не в том русле, которое нас устраивает», и не исключил выхода российской стороны.

В декабре 2022 года в интервью ТАСС Мантуров говорил, что в случае, если в проект включатся недружественные России страны, продолжение сотрудничества с китайской стороной «даже не рассматривается». «Возможно, примем для себя решение из партнера в рамках этого проекта перейти в статус поставщика агрегатов, компонентов», — сообщил министр.

Многие аналитики давно говорят о том, что России с самого начала было невыгодно участие в проекте CR929. В частности, эксперт портала «Мировое обозрение» Сергей Маржецкий отмечает, что «Россия в данном проекте является младшим партнером». «По сути дела, участие России в проекте представляет собой дорогой “подарок” китайским партнерам технологий строительства широкофюзеляжных лайнеров, которыми владеет очень узкий клуб авиапроизводителей», — убежден он. По словам Маржецкого, скорейший отказ нашей страны от проекта CR929 «даст будущее отечественному лайнеру ИЛ-96», аналогичному по характеристикам.

Глава Ростеха Сергей Чемезов еще весной прошлого года подтвердил намерение властей наращивать объемы производства собственных Ил-96 и Ту-214. Недавно глава ОАК Юрий Слюсарь заявил, что магистральные Ту-214 уже запущены в серийное производство, а темпы производства Ил-96 увеличиваются.