Фактчекинг: вырастут ли цены на безалкогольные напитки в России?
В СМИ распространяется сообщение о том, что вызванное падением курса рубля и введением акциза на сахар удорожание импортных ингредиентов приведет к повышению с 1 августа цен на безалкогольные напитки в России на 10–20%. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».
В публикации в газете «Коммерсантъ» предупреждают о возможности подорожания в магазинах безалкогольных напитков на 10–20%. При этом издание ссылается на письма таких крупных компаний — производителей соков, как PepsiCo (бренды «Русский дар», Frustyle, «Любимый», J7 и др.) и «Сады Придонья». Они сообщили магазинам о том, что повысят цены с 1 августа.
Повышение цен произойдет сразу по двум причинам. Во-первых, из-за падения курса рубля. Так, глава Союза производителей соков, воды и напитков («Союзнапитки») Максим Новиков пояснил изданию, что 70% себестоимости соков приходится на импортные концентрированные соки и пюре. Во-вторых, рост цен может произойти из-за введения в России акциза на сахар. Оно приведет к удорожанию импортных ингредиентов.
Действительно, в июле этого года сахаросодержащие напитки стали подакцизным товаром — как бензин, алкоголь или табак. Теперь, если напиток содержит глюкозу, фруктозу и другие сладкие вещества, взимается акциз в размере 7 рублей за литр. По оценке Минфина, дополнительные доходы, которые получит бюджет таким образом, оцениваются в 35 млрд рублей.
Средства, вырученные государством за счет взимания акциза на сладкую газировку, будут направлены на борьбу с сахарным диабетом.
Также в последнее время произошло падение курса рубля. Согласно данным на сайте Центробанка, курс доллара сейчас поднялся выше 90 рублей, а евро — перевалил за 100 рублей.
То, что и введение акциза на сахаросодержащие напитки, и рост курса валют влияют на цены, признают и эксперты, и официальные лица. Как отметил экономист Василий Колташов в комментарии Общественной службе новостей, если курс доллара в размере 90 рублей будет сохранен осенью 2023 года, произойдет рост стоимости импорта, из-за чего подорожают и российские продукты питания, поскольку во многих из них есть зарубежные ингредиенты.
В Минсельхозе не получали данных о подорожании в РФ соков и газировки. Но в ведомстве не исключают возможного подорожания безалкогольной продукции производителей, которые используют импортное сырье.
«На производителей пищевых продуктов, в том числе напитков, оказывает влияние увеличение цен на составляющие себестоимости, включая упаковку и различные ингредиенты, поставляемые из третьих стран. В числе факторов — удорожание импортного концентрата и пюре для соковой продукции из-за изменения курса рубля», — говорится в сообщении министерства (цитата из «Российской газеты»).
Не исключают в Минсельхозе и того, что рост цен на газировку может произойти из-за введения акциза на сахаросодержащую продукцию.
Впрочем, производство безалкогольных напитков активно растет, указывают в Минсельхозе, ссылаясь на статистику Росстата. Согласно ей, за январь — май 2023 года в России произведено газированной воды на 8% больше, чем в прошлом году, а соков — на 11,6%.
«В связи с этим сегодня на российском рынке сформирован большой ассортимент безалкогольных напитков в разных ценовых категориях», — заключили в Минсельхозе.
Между тем в публикации «Коммерсанта» отмечается, что вопрос повышения цен на газировку может рассматриваться во время переговоров. Об этом изданию сообщил один из источников в крупной сети. Также газета допускает, что рост цен может компенсироваться введением различных промоакций.
Георгий Остапкович
Как рассказал директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович, учитывая девальвацию рубля и общую инфляцию, россиянам стоит готовиться к росту цен осенью. Причем нас ждет подорожание не только газировки. Это, вероятно, коснется и других продуктов питания, отмечает эксперт.
«Девальвация национальной валюты на 10% даст прирост цен на 0,7–0,8%. А учитывая увеличение акциза на сахаросодержащие напитки, в сегменте газировки рост цен, наверное, будет выше, чем по другим категориям», — отмечает эксперт.
При этом, по словам Георгия Остапковича, конечно же, торговые сети будут продолжать устраивать акции и распродажи, когда купить продукты можно будет со скидкой.