Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фактчекинг: цены на гречку к сентябрю значительно вырастут?

Фактчекинг: цены на гречку к сентябрю значительно вырастут?

© iStock

В СМИ и соцсетях распространяется информация о том, что оптовые цены на гречневую крупу, снизившиеся более чем в два раза с апреля прошлого года, снова начали расти. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».

Основанием для распространения информации стала статья в газете «Коммерсантъ». Издание со ссылкой на аналитиков рынка прогнозирует увеличение оптовой стоимости гречки из-за ослабления рубля, окончания сезона и рекордного экспорта. Такое мнение, в частности, высказал гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько.

После того как СМИ начали тиражировать это заявление, Федеральная антимонопольная служба выдала Рылько предостережение о том, что его слова могут быть восприняты «как побуждение к повышению цен участниками рынка, а также спровоцировать ажиотажный спрос со стороны потребителей», что нарушает антимонопольное законодательство. Соответствующее сообщение размещено на сайте ведомства. ФАС напомнило участникам рынка о запрете координации действий, которые могут привести к повышению цен.

В результате Дмитрий Рылько скорректировал экспертное высказывание, сообщив РГ, что сейчас цены на гречку почти в полтора раза ниже, чем год назад, и уже менее чем через месяц на рынок поступит новый урожай. В прошлом году, по его словам, посевная кампания прошла нормально. «Ситуация на потребительском рынке оценивается как спокойная, — сказал он. — Оставшиеся полтора месяца до поступления нового урожая пройдем без проблем».

Многие эксперты считают, что в текущих условиях гречка если и может подорожать, то только по причине ажиотажного спроса, тем более что, как напомнил гендиректор «InfoLine-Аналитики» Михаил Бурмистров, «в 2022 году средняя рентабельность по чистой прибыли у крупнейших FMCG-сетей сократилась с 2,8 до 2,4% и ресурсов для сдерживания роста цен у участников рынка нет». При этом эксперт ожидает дальнейшего перераспределения спроса в нижний ценовой сегмент и ускорения роста доли собственных торговых марок сетей.

Некоторая обеспокоенность есть и у аналитиков NielsenIQ, данные которых приводит российский Forbes. Они отмечают, что продажи гречневой крупы в розничных сетях за год снизились на 1,6% в объеме и на 18,6% в деньгах из-за того, что у покупателей остались прошлогодние запасы. Но они заканчиваются, и спрос может значительно вырасти.

«Новые Известия» напомнили, что цены на гречку в России являются маркером кризисов. Они резко росли в 2014 году с первыми антироссийскими санкциями, с началом пандемии в 2020 году и после начала СВО. И каждый раз основным фактором был потребительский ажиотаж. «Способ сдержать цены на гречневую крупу лишь один — сократить ее потребление и не спешить с покупкой», — заключает издание. Плохая новость, по его данным, состоит в том, что у цен на гречку есть большой потенциал спекулятивного роста: после прошлогоднего взлета, когда крупа стоила более 100 рублей за килограмм, подорожание «уже никого не удивит».

Объективных факторов для роста цен «Новые Известия» не видят. «Гречку сейчас можно назвать доступным продуктом: цены на уровне июня 2016 года, — сообщает издание. — Только тогда средняя зарплата составляла 38 447 рублей, а сейчас — 71 204 рубля».

Минсельхоз, комментарий которого приводят СМИ, в настоящее время признаков подорожания гречки тоже не видит. Ведомство заявило, что ценовая ситуация на рынке круп стабильна, посевные площади должны превысить прошлогодний уровень, а «гречка в этом году стоит на 43% ниже, чем годом ранее». Министерство прогнозирует увеличение производства гречки в текущем сезоне и не исключает, что оно превысит прошлогодний уровень в 1,22 млн тонн и полностью обеспечит загрузку предприятий.

Гораздо больше Минсельхоз беспокоит стоимость риса, который, по данным «Руспродсоюза», за неделю подорожал на 2,5% — до 61,6 рубля за килограмм. Ведомство отмечает, что посевные площади риса тоже увеличены, избежать дефицита риса позволяют ограничения на экспорт.

Что касается гречки, то статистика ИКАР, на которую ссылается «Коммерсантъ», не дает оснований прогнозировать рост ее стоимости. С сентября 2022-го по май 2023 года Россия установила новый рекорд по производству гречки: оно выросло на 7%, до 415 тыс. тонн. Экспорт тоже рекордно вырос — на 17%, до 262 тыс. тонн, что подтверждает стабильную ситуацию на внутреннем рынке.

Прогноз на подорожание не подтверждается и данными Росстата, которые приводят СМИ. В июне 2023 года гречка в рознице стоила в среднем 88,8 рубля за килограмм, месяцем ранее — 90,9 рубля, а год назад — 141,7 рубля.

Не подтвердили информацию о росте цен на гречневую крупу и крупнейшие ритейлеры — «Мистраль Трейдинг», «Агро-Альянс», «Макфа», «Увелка», X5 Group. В «Ленте» и «Вкусвилле» сообщили, что поставщики не уведомляли о намерении повысить цены.

Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев сообщил «Российской газете», что «ситуация с ценами и доступностью гречневой крупы в федеральных сетях стабильна». По его словам, на отпускные цены традиционно влияют урожайность и инфляция и сейчас «торговые сети не фиксируют заявок от поставщиков на корректировку цен». Он напомнил, что в настоящее время идет сбор урожая, результаты которого будут видны в августе. Текущие запасы гречки на распределительных складах и у поставщиков, как заверил Караваев, «покрывают все потребности российских покупателей».