Фактчекинг: с чем связан рост заболеваемости туберкулезом и гепатитом среди детей?
В соцсетях и СМИ распространяются сообщения о том, что в России резко повысилась заболеваемость туберкулезом и гепатитом среди детей. С чем может быть связан рост заболеваемости, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».
В социальных сетях и СМИ сообщают, что в России резко повысилась заболеваемость туберкулезом и гепатитом среди детей. Такой вывод делается исходя из статистики, которую приводит издание «Медвестник» со ссылкой на Роспотребнадзор. Согласно ей, с начала этого года впервые выявленный туберкулез был обнаружен у 704 детей до 14 лет. Это на 17% больше, чем в 2022 году.
Приводят журналисты и статистику заболеваемости детей острыми гепатитами. Здесь также отмечен рост — на 22%. В частности, было зафиксировано 398 таких случаев. Среди всех случаев заболевания острым гепатитом большая часть (359) — это острые гепатиты А (+20%). Также на треть увеличилась детская заболеваемость хроническим гепатитом С (112 случаев, +32%).
Это не первое сообщение о росте инфекций в России в последнее время. Как сообщал ранее Росстат, в январе 2023 года был зарегистрирован 161 случай заболевания корью (за аналогичный месяц 2022 года — 4 случая). Среди заболевших инфекционными болезнями в январе 2023 года дети в возрасте до 17 лет составляли: по коклюшу — 95,8%, по острым кишечным инфекциям — 74,1%, по менингококковой инфекции — 40,2%, по эпидемическому паротиту— 53,3%, по острому гепатиту А — 30,4%.
В другом статистическом бюллетене Росстат также писал, что в феврале 2023 года было зарегистрировано 342 случая заболевания корью (за аналогичный месяц 2022 года — ни одного случая).
При этом издание «Медвестник» приводит мнение заведующего приемным отделением Детского научно-клинического центра инфекционных болезней ФМБА России Валентина Ковалева. По его словам, рост случаев гепатита и туберкулеза частично связан с отказами от вакцинации детей и ложными медотводами.
Эксперты также приводят целый ряд возможных причин распространения инфекций среди детей.
В частности, директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович, мнение которой приводит газета «Ведомости», предположила, что рост показателей заболеваемости кишечными инфекциями может объясняться, в частности, плохим обучением личной гигиене в школе, появлением большого числа мигрантов (в основном из Средней Азии), а также изменением климата, приводящим к возникновению новых очагов инфекции, и ухудшением состояния иммунитета после пандемии COVID-19.
«Человечество все время живет в обстановке эпидемий. Некоторые из них заметны, другие протекают скрытно. Какие-то эпидемии хорошо контролируются. Например, в нашей стране повысилась заболеваемость сифилисом, но поскольку сифилис хорошо лечится, то это не составляет большой проблемы для здравоохранения. В этом году возник подъем заболеваемости корью, но этот подъем, хотя и был замечен, был встречен спокойно, потому что существует вакцина, и была проведена так называемая прочищающая вакцинация, и эта заболеваемость снизится. Конечно, не навсегда: через год-другой может возникнуть новый пик заболеваемости корью», — рассуждает профессор ВШЭ Василий Власов.
Такая же история и со многими инфекциями, которые сегодня привлекли внимание общественности и СМИ, отмечает он.
«И тут речь идет о самых разных заболеваниях, прежде всего о туберкулезе. Заболеваемость им заметна у детей, и причина его появления не совсем понятна. Однако это небольшое повышение не нужно трактовать как катастрофу. Возможно, это следствие более активной диагностики. Возможны и другие причины этого явления. К сожалению, нет аналитических материалов, которые могли бы помочь проанализировать эту ситуацию», — говорит Василий Власов.
Что касается заболевания различного типа гепатитами, то здесь тоже ситуация объясняется целым рядом разных причин. Прежде всего стоит учитывать, что гепатит А — это кишечная инфекция, которая протекает относительно легко. Причина ее возникновения, скорее всего, кроется в наличии загрязненных продуктов на рынке питания, отмечает эксперт.
«Что касается гепатита С, то, вероятно, здесь мы имеем дело с ложной эпидемией. Дело в том, что вслед за Московской областью, которая в прошлом году предоставляла программу активного лечения гепатита С новыми эффективными препаратами, многие регионы стали гепатит С лечить. И, соответственно, его стали активно выявлять. Скорее всего, в основном рост и связан именно с лучшей диагностикой», — отмечает эксперт.
Но тревожный признак — это увеличение гепатита В, поскольку от него не существует эффективного лечения, но зато есть эффективная профилактика с помощью вакцинации. Эта профилактика ведется в России уже 20 лет, и за это время уже должна сформироваться устойчивость к инфекции, иммунитет у большинства молодых людей, рассуждает эксперт.
«К сожалению, у вакцины, которая применяется от гепатита В, недостаточная иммуногенность, то есть требуется несколько вакцинаций, чтобы сформировать иммунитет. Можно предположить, что не во всех случаях вакцинация против гепатита В проводится полностью. Возможно, если это так, после анализа ситуации будут выданы рекомендации о дополнительной иммунизации против гепатита В», — говорит Василий Власов.