Фактчекинг: по какой причине исчезла древняя индейская цивилизация Хоупвелла?

© hi-news.ru

В соцсетях и СМИ распространяются сообщения о том, что цивилизация Хоупвелла исчезла из-за кометы. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».

В соцсетях и СМИ в целом ряде публикаций ученые раскрывают причину исчезновения цивилизации Хоупвелла. В статьях ссылаются на междисциплинарную команду ученых (в ее состав вошли астрономы, археологи и антропологи), которая объясняет все тем, что около 1600 лет назад к Земле опасно приблизилась комета. Это исследование было опубликовано в журнале Scientific Report и стало тиражироваться в соцсетях и СМИ в 2022 году.

Хоупвеллская традиция, или Традиция Хоупвелл, — комплекс сходных индейских археологических культур. Они существовали вдоль рек северо-восточной и центрально-восточной части будущих США в период с 200 гг. до н. э. до 500 гг. н. э. В рамках этой культуры несколько раздробленных племен Северной Америки были связаны общей сетью торговых путей. При этом именно эта культура проложила торговые пути от Канады до Мексиканского залива, пишут исследователи.

Население в рамках этой культуры проживало на территории современного штата Огайо. Считается, что эти люди были предками многих современных индейских племен, таких как ирокезы и алгонкины.

Хоупвеллская культура была очень развитой для своего времени, отмечается в публикации в «Российской газете» . Ученые говорят о сложной структуре общества в рамках нее. Она владела секретами искусной обработки камня, дерева и кости — об этом свидетельствуют многочисленные найденные артефакты.

Но около 500 г. н. э. система торговых обменов культуры Хоупвелл пришла в упадок, сооружение курганов прекратилось, связанные с культурой предметы искусства больше не создавались.

Ученые долгое время не могли объяснить причину этого явления. Выдвигались различные версии.

При этом на версию с кометой ученых натолкнуло то, что легенды многих коренных народов Соединенных Штатов рассказывали о комете, пронесшейся по небу. Было принято решение провести раскопки в местах проживания коренных племен, чтобы изучить древние слои земли. Ученые обнаружили в земле микрометеориты. Результат их исследования показал, что они являются фрагментами кометы.

Ученые посчитали, что эти микрометеориты вошли в атмосферу Земли и на сравнительно небольшой высоте взорвались. Этот взрыв и могли видеть коренные племена, которые ранее проживали на этой территории. Огонь мог привести к сильным лесным пожарам, уничтожить посевы и даже изменить ландшафт. Ученые предположили, что совокупность этих факторов могла уничтожить развитую цивилизацию.

Впрочем, это не единственная возможная причина, почему Хоупвеллская культура пришла в упадок. Ученые рассматривали и другие версии. В частности, они связывали упадок этой цивилизации с войной. Но отмечали, что это представляется маловероятным, поскольку

не нашлось никаких свидетельств боевых столкновений в этот период.

В качестве возможной причины ученые указывали климатические изменения. Так, похолодание могло вызвать миграцию животных на север или запад из-за исчезновения привычной для них растительной пищи, а это, в свою очередь, привести и к упадку цивилизации.

При этом версию о комете впоследствии опровергли данные нового исследования, проведенного учеными Государственного университета Болла. В нем было доказано, что найденные микроскопические шарики, богатые железом и кремнеземом, а также шипы с иридием и платиной, не связаны с пожаром, произошедшим в результате падения кометы.

Ученые пишут, что это лишь уголь, который образовался после ритуальных сжиганий, например при кремации. Что же касается культурных изменений, которые ранее считались результатом упадка культуры, то на самом деле они связаны с изменениями в социальной и религиозной жизни коренных народов, предполагают ученые в новом исследовании.