Фактчекинг: появится ли в ближайшее время валюта БРИКС?
В мессенджерах и СМИ распространяются сообщения о том, что в ближайшее время в России появится валюта БРИКС. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».
Как пишут в соцсетях, на встрече стран БРИКС посол России в Иране Алексей Дедов вручил послу ОАЭ новую банкноту стран БРИКС. Эта валюта может вытеснить доллар из российских резервов и резервов стран — участниц союза, пишут в соцмедиа.
БРИКС объединяет Бразилию, Россию, Индию, Китай и ЮАР. Еще 23 страны выразили желание присоединиться к экономическому блоку. Шесть из этих стран уже получили официальное приглашение вступить в БРИКС с 1 января 2024 года: ОАЭ, Саудовская Аравия, Аргентина, Иран, Египет и Эфиопия.
Судя по публикациям в иностранных СМИ, многих тревожит расширение БРИКС. Так, ранее экс-советник Центрального разведывательного управления США Джеймс Рикардс предрек сокрушительные последствия для американской экономики от внедрения странами БРИКС своей единой валюты, поскольку это подорвет американский доллар.
При этом члены объединения БРИКС наращивают свое сотрудничество по самым разным направлениям. Например, недавно были озвучены планы Нового банка развития БРИКС. Учреждение намерено начать кредитование в южноафриканской и бразильской валютах для снижения зависимости от доллара США, заявила в интервью Financial Times глава банка Дилма Руссефф.
Однако речи о создании банкноты БРИКС не идет. Появившиеся в соцсетях сообщения опровергло посольство РФ в Южно-Африканской Республике. «Первого сентября в Претории состоялось протокольное мероприятие (ужин), организованное посольствомОАЭ по случаю принятия в состав БРИКС новых членов. В ходе мероприятия одному из участников вечера была преподнесена “сувенирная банкнота стран БРИКС”, выпущенная ОАО “Киржачская типография” в преддверии XV саммита БРИКС в Йоханнесбурге. Выпуск “сувенирной банкноты стран БРИКС” — это исключительно частная инициатива, не отражающая решений “пятерки”», — говорится в сообщении посольства, которое цитирует агентство «РИА Новости».
Как отмечал в августе этого года министр финансов России Антон Силуанов, страны БРИКС рассматривают создание единой расчетной единицы, альтернативной доллару. При этом он подчеркивал, что речь идет именно о создании расчетной единицы, а не валюты.
«Сейчас основной упор в развитии торговых отношений делается именно на расчеты в национальных валютах. Мы видим возможности обсуждения создания единых расчетных систем. Это может быть расчетная единица для стран — членов БРИКС. Не то что единая валюта, как в ЕС, а расчетная единица как альтернатива доллару, в которой могут выражаться стоимости товарных поставок, бенчмарки по каким-то товарам, с тем чтобы не зависеть от единой валюты или того эмиссионного центра, который непонятно как осуществляет эмиссию этих денежных знаков», — говорил министр (цитата по агентству ТАСС).
Реальная валюта стран БРИКС в ближайшее время не появится, отмечал в беседе с РБК глава ВТБ Андрей Костин. «Я считаю, реальная единая валюта, скажем, стран БРИКС в ближайшем будущем не появится. Может, только как расчетная единица. Но расчетные единицы никогда не становились валютами для реальных платежей, их можно использовать для пересчета курсов, например. А вот двусторонние платежи с использованием новой инфраструктуры финансовой, которая позволяла бы закрыть это от ненужных глаз, — это возможно», — заявил Андрей Костин.
Александр Абрамов
Как рассказал профессор ВШЭ Александр Абрамов изданию «Лента.ру», единая расчетная единица для стран БРИКС может упростить сделки между странами объединения. «Это просто некое техническое средство для платежей. Если между странами БРИКС будет достаточный товарооборот, то появление такой расчетной единицы даст возможность рассчитываться без доллара. В свое время, например, существовал переводной рубль в рамках Совета экономической взаимопомощи. Какая-то расчетная единица может быть и при активной и взаимной торговле между странами БРИКС. Это скорее средство облегчения торговых отношений, нежели конкуренция доллару и евро», — объяснил он.