Фактчекинг: кто первым высказал идею об обезьяноподобных предках человека?
В соцсетях снова обсуждают тезис о том, что об обезьяноподобных предках человека впервые высказал мысль Чарльз Дарвин. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».
Тезис о том, что человек произошел от обезьяны, приписывают Чарльзу Дарвину. «Еще в XIX веке Чарльз Дарвин предложил миру эволюционную теорию развития человека. В упрощенном виде данная теория утверждает, что человек произошел от обезьяны», — говорится в одном из сообщений в соцсетях.
Известный на весь мир натуралист и путешественник из Англии Чарльз Дарвин действительно написал несколько трудов, посвященных теории естественного отбора. Так, в 1859 году он опубликовал свою работу «Происхождение видов путем естественного отбора». В ней он утверждал, что формы жизни являются результатом наследственности и естественного отбора. В 1871 году Чарльз Дарвин опубликовал другой большой труд по теории эволюции — «Происхождение человека и половой отбор». В этой книге рассматривались многочисленные доказательства животного происхождения человека.
Большинство ученых постепенно приняли в целом его теорию эволюции, хотя споры относительно некоторых его постулатов в научной среде продолжаются до сих пор. «Естественно, Чарльз Дарвин не мог создать совершенную теорию, годную на все времена. Однако, дополненная новым научным знанием, она прекрасно существует сегодня в виде синтетической теории эволюции», — отмечается в статье в газете «Коммерсантъ».
Со временем лояльность к теории Чарльза Дарвина проявила и церковь. Так, в энциклике Humani generis 1950 года папа Пий XII подтвердил, что нет никакого внутреннего конфликта между христианством и теорией эволюции.
О том же говорил и папа Иоанн Павел II. «Просто замечательно, что эта теория прокладывает дорогу в пытливых умах и подтверждается открытиями в различных областях знания», — цитирует известного на весь мир католика газета «Коммерсантъ» .
Да и сам Дарвин признавал, что зачатки эволюционного учения есть у раннехристианских философов. Они допускали представление об изменчивости природы, созданной Богом. Также они допускали, что у некоторых животных мог быть общий предок.
При этом, как отмечает издание «Комсомольская правда» , ученый на самом деле никогда не утверждал, что человек эволюционировал от обезьяны. Чарльз Дарвин говорил, что у обезьяны и человека есть общий предок.
За полвека до Дарвина идею об обезьяньих предках человека высказывал Жан Батист Ламарк. Это известный французский ученый-естествоиспытатель. Ламарк высказал эту теорию в 1809 году в своей книге «Философия зоологии» (как раз в год рождения Чарльза Дарвина),пишет главный редактор сайта Antropogenez.ru Александр Соколов.
На сайте журнала «Афиша» опубликован отрывок из книги Ламарка.
«Допустим в самом деле, что какая-нибудь порода четвероруких — вернее всего, совершеннейшая из них — отвыкла в силу тех или других внешних условий или по какой-нибудь иной причине лазать по деревьям и цепляться за ветви задними конечностями наряду с передними; допустим далее, что особям такой предполагаемой породы приходилось в течение целого ряда поколений пользоваться задними конечностями только для ходьбы, не употребляя на это передних. Несомненно, в этом случае — согласно с приведенными наблюдениями в предшествующей главе — наши четверорукие обратятся в конце концов в двуруких и большие пальцы на их задних конечностях перестанут противопоставляться остальным, так как эти конечности стали служить им только для ходьбы», — писал он.
Как отмечает Александр Марков, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института, в статье в журнале «Экология и жизнь», Дарвин отказался от одной из предпосылок теории французского ученого. Это так называемая «тяга к совершенству», которая, по версии Ламарка, привела к эволюции. Чарльз Дарвин придумал такой механизм эволюционных изменений, которого теория Ламарка не предусматривала. Это естественный отбор.
«Механизм естественного отбора основан на борьбе за существование (которая происходит оттого, что живые существа производят больше потомков, чем может выжить), изменчивости (ее причины Дарвин, не зная генетики, не мог сформулировать и принимал просто как данность) и наследственности, благодаря которой свойства, помогающие данной особи выжить, передаются ее потомству», — пишет Александр Марков.