Фактчекинг: как связаны ВВП и продолжительность жизни?
В социальных сетях утверждается, что снижение продолжительности жизни ведет к увеличению валового внутреннего продукта. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».
В социальных сетях пишут, что снижение продолжительности жизни ведет к увеличению валового внутреннего продукта. При этом в целом критикуется система подсчета роста экономики через ВВП. «Считается, что растущий ВВП — это очень хорошо! Поэтому многие радуются, когда ВВП растет, и, напротив, горюют, если ВВП страны снижается. Хотя на самом деле это всего лишь один из показателей, придуманных белыми колонизаторами для туземцев», — отмечается в публикации. В качестве примера автор поста берет подсчет ВВП по паритету покупательной способности (ППС), который показывает, сколько конечных товаров и услуг было произведено в стране за год в среднем одним человеком. Как отмечается, по этому показателю Россия занимает шестое место в мире, оставив позади Англию, Францию и Италию. «Хотя далеко не факт, что средний россиянин живет лучше англичанина, француза и итальянца. А если россияне вымирают от такой жизни, то ВВП на душу населения вырастет еще больше!» — резюмируется в посте.
Это не первый пост о том, что ВВП — не очень важный показатель для экономики. Например, ранее в постах в телеграме пользователи писали, что «ВВП — это цифры ни о чем».
Валовый внутренний продукт (ВВП) — это рыночная стоимость всех произведенных в стране товаров и услуг для конечного использования. Они предназначены для потребления, а не для производства других товаров или услуг. Если говорить о структуре ВВП, то показатель состоит из таких компонентов, как расходы людей и организаций, товары и услуги, которые люди приобрели в этом году, но не использовали, а также чистый экспорт товаров и услуг (разница между экспортом и импортом).
ВВП начали считать еще в 1930-х годах, и на данный момент он считается одним из самых значимых показателей развития страны. Россия с 1993 года принимает участие в международных сопоставлениях ВВП на постоянной основе. Такое сопоставление ВВП дает возможность определить уровни общеэкономического развития стран, построить экономические модели, измерить эффективность производительности труда, проанализировать финансовые возможности стран.
В целом ВВП дает понимание, насколько хорошо работает экономика и что можно улучшить: когда валовой внутренний продукт растет, то, значит, страна развивается. Если, например, изучить структуру ВВП, то можно понять, какие направления развиваются в экономике быстрее, а какие отстают.
Впрочем, в экспертной среде критикуют значимость для экономики именно ВВП. Так, среди известных экономистов самый известный критик ВВП — это нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц. Как отмечает издание «Лента.ру» , в 2008 году, в разгар глобального финансового кризиса, он заявил, что по ВВП на душу населения судить об экономике США нельзя. По его словам, социальное расслоение в последние 30 лет сделало этот индикатор бессмысленным. Он считает, что важнее считать медианный доход. Он даже убедил Николя Саркози, который на тот момент был президентом Франции, создать специальную комиссию. Ее функция заключалась в разработке более «честного» показателя, который учитывает все элементы развития той или иной страны, а не только рыночные транзакции. Но комиссия так и не предложила ничего, что стали бы использовать повсеместно.
Георгий Остапкович
Действительно, при подсчете ВВП возникают казусы: если на вас работает садовник и вы платите ему зарплату, это увеличивает ВВП, а если вы вступаете с ним в брак и он делает те же садовые работы, но уже без зарплаты, вы уменьшаете ВВП, приводит пример директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
На рост ВВП влияют различные, порой парадоксальные факторы. В частности, как отмечается в публикации издания РБК, существует большое количество исследований, посвященных связи между природными катаклизмами и экономическим ростом. В частности, в некоторых работах утверждается, что хотя стихийные бедствия сокращают реальный ВВП в первый год после катастрофы, но затем следует более быстрый рост, поскольку приходится заменять производственные активы страны новыми.
Вклад демографических трендов в динамику ВВП обычно разбивают на два компонента — число занятых (экстенсивный) и количество отработанных часов (интенсивный), объяснял изданию РБК экономист Bloomberg Economics по России и Центральной и Восточной Европе Александр Исаков. «Оба компонента будут вносить отрицательный вклад в достижимые темпы экономического роста [в России] в ближайшие годы. По нашим оценкам, снижение числа занятых будет вычитать порядка 0,15–0,20 п.п. из темпов роста, сокращение среднего числа отработанных часов — еще порядка 0,1 п.п.», — говорит эксперт. Однако падение вклада труда в ВВП будет возмещаться ростом человеческого капитала — в частности, уровня образования. «Рост человеческого капитала может компенсировать от 1/3 до 2/3 негативного вклада демографических трендов», — считает Александр Исаков.
Ожидаемая продолжительность жизни в России в 2023 году превысила 73 года, а к 2030-му стратегической задачей является увеличение ее до 78 лет, отмечает агентство «Интерфакс». Как отмечает Георгий Остапкович, старение населения, как правило, негативно влияет на ВВП, это видно на примере многих стран мира — например, той же Японии.
«В связи с увеличением продолжительности жизни приходится гораздо больше средств тратить на здравоохранение и медицину, конечно, это снижает тот вклад, который можно было бы сделать в экономику. Те же процессы будут происходить и в России», — считает эксперт.
Конечно, один только ВВП не дает ответа на вопрос о благосостоянии людей, о том, какой уровень жизни в стране, идет ли рост экономики за счет человеческого труда или за счет технологического развития, говорил также ранее фактчекинговому проекту Георгий Остапкович. Так, все чаще используют разработанный ООН индекс человеческого развития. Однако на данный момент нет более адекватного показателя, на который ориентировалась бы мировая экономика, чем ВВП, резюмирует эксперт.