Фактчекинг: россияне останутся без Google и Microsoft?

Фактчекинг: россияне останутся без Google и Microsoft?

© iStock / courtneyk

В СМИ и соцсетях распространяется информация о том, что россияне останутся без IT-технологий после новых санкций Минфина США. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».

Как пишут в одном из телеграм-каналов, «в России запретили использовать ВСЕ иностранные технологии в IT-сфере — Минфин США запретил поставку любого софта в РФ, даже для физлиц». Отмечается, что это решение вступит в силу 12 сентября 2024 года. К этой дате нужно готовиться «к тотальному отключению всего».

Действительно, Минфин США недавно сообщил о том, что расширяет санкции против России в IT-cекторе. Речь идет о запрете предоставления ряда услуг в сфере программного обеспечения и IT лицам, находящимся в России. В частности, под запрет попали услуги в сфере IT-консультирования и проектирования, предоставление программного обеспечения для проектирования и производства, а также услуги по IT-поддержке. Но речь идет о промышленном ПО, поясняется в публикации в газете «Коммерсантъ», на которую ссылаются в соцсетях. Однако эту часть статьи в телеграм-канале, в котором разводят панику, просто не приводят.

Как пояснила министр финансов США Джанет Йеллен, новыми ограничениями они стремятся «снизить способность России извлекать выгоду из доступа к иностранным технологиям, оборудованию, программному обеспечению и IT-услугам». Таким образом, США пытаются увеличить риски для финансовых учреждений, которые работают с российской военной экономикой, а также устраняют лазейки для ухода от налогов.

При этом новые ограничения не коснутся компаний, которые находятся в собственности граждан США или под их контролем и имеют разрешение от американских властей. Продолжают свое действие все специальные лицензии, ранее выданные Минфином США.

Даже в самом Минфине США подчеркивают, что новый пакет санкций не направлен на гражданский сектор. Главная цель новых ограничительных мер — запретить доступ российского военно-промышленного комплекса к программному обеспечению и услугам. Как подчеркивают в Минфине США, ведомство «поддерживает свободный обмен информацией и коммуникации в мире».

© iStock / dem10

То есть санкции не коснутся привычных для россиян сервисов. Это значит, что под ограничения не попадут, в частности, используемые россиянами Google или Microsoft и другие сервисы. Если рассуждать теоретически, то ввести ограничения компании могут самостоятельно, но Минфин США их об этом не просит. Информации об этом нет в пресс-релизе американского ведомства. Сами же компании о таких планах не заявляли.

Впрочем, действительно, в Сети многие выразили беспокойство в связи с введением новых санкций. Так, замгендиректора «Ред Софт» Рустам Рустамов отметил, что ограничения нацелены на отключение России от ряда сервисов, например системы автоматизированного проектирования (САПР), в первую очередь AutoCAD. Система САПР используется в машиностроении, однако на российском рынке есть аналоги. «Очевидно, надо начать или продолжить процесс миграции в ускоренном режиме, и для этого созданы условия», — отметил Рустам Рустамов в интервью РБК.

Также ограничения могут коснуться системы управления бизнесом ERP и системы взаимоотношения с клиентами CRM. Если трактовку расширить, то под ограничения могут попасть также такие системы, как JetBrains. Как поясняет изданию Forbes главный юрисконсульт практики интеллектуальной собственности юридической компании «ЭБР» Кирилл Ляхманов, это система, которая выпускает инструменты для разработки на различных языках программирования. «Аналогичные санкции уже введены в 12-м пакете санкций ЕС: это спровоцировало приостановку подписок на корпоративное ПО, поставляемое европейскими офисами американских компаний», — указывает юрист.

При этом, как подчеркивали эксперты, уже давно идет разработка российскими компаниями собственных IT-решений. По словам председателя совета директоров компании «Базальт СПО» Алексея Смирнова, которые приводит издание BFM, никто отечественных специалистов от мировой IT-отрасли не отключит, хотя некоторые проблемы с зарубежными сервисами будут.

Судя по цифрам, которые приводил директор по развитию бизнеса компании-разработчика «Базис» Андрей Толокнов, доля иностранного софта на российском рынке инфраструктурных сервисов (речь идет о софте для виртуализации, удаленных рабочих мест, облачных сервисов и т.д.) сейчас составляет 50–60% у частного бизнеса и 20–30% — у госкомпаний и корпораций. Еще недавно — например, если взять данные до 2022 года — доля иностранного софта в целом ряде сегментов доходила до 90%.