• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Передовые технологии и управленческие инструменты для инновационного развития секторов

Передовые технологии и управленческие инструменты для инновационного развития секторов

© Высшая школа экономики

В статьях нового номера журнала «Форсайт» (Т. 18, № 2) рассматриваются процессы трансформации разных направлений деятельности под влиянием искусственного интеллекта и «зеленых» технологий. Обсуждаются возможности и ограничения корпоративных практик развития и адаптации к новым вызовам. 

Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) трансформирует многие области. Среди ключевых аспектов управления технологиями выделяется проблема формулирования запросов — промпт-инжиниринг. При накопленном заделе в этом направлении сохраняются заметные лакуны, касающиеся изучения и прогнозирования трендов. В статье Клауса Сольберга Сойлена «Возможности и ограничения искусственного интеллекта в социальном анализе и прогнозировании будущего» представлен обзор публикаций и результаты тестирования инструментов ИИ. Установлено, что правильная формулировка запросов ИИ в выполнении упомянутых функций не уступает экспертам среднего уровня. Предложена рабочая модель применения ИИ для сбора данных.

К отраслям, трансформируемым под влиянием ИИ, относится и разработка компьютерных игр, которая давно превратилась в прибыльный сегмент индустрии развлечений и инструмент решения серьезных задач в образовании, медицине, стратегическом управлении, экологии, военном и других секторах. В работе «Влияние искусственного интеллекта на трансформационный потенциал игровой индустрии для экономики и общества» Ти Йи Цинь, Нор Хазана Абдулла и Натра Мод Эмран исследуют перспективы расширения этой области за счет применения более совершенных алгоритмов ИИ. С использованием методов Форсайта — сканирования горизонтов, анализа научно-технологических, политических, экономических и ценностных факторов — разработаны сценарии развития игровой индустрии на ближайшие 10 лет. Исследование вносит вклад в информационную базу для обоснования стратегий использования ИИ при разработке игр разного назначения.

В стремлении добиться выхода на новые уровни развития многие компании прибегают к сложной комбинации стратегических действий — инвестируют в политические инициативы, рассчитывая на государственную поддержку как драйвер инвестиционной и инновационной активности. В статье «Значение корпоративной политики взаимодействия с государством для инвестиционной активности компаний»  (авторы — Лин Вун Леонг, Келвин Ли Ен Мин, Пек Чуэн Хи, Ирфа Наджиха Бинти Басир Малан и Хо Ри Тян) анализируется влияние корпоративной политической активности (КПА) на формирование долгосрочных технологических и рыночных преимуществ. Установлено неоднозначное влияние рассматриваемой стратегии на показатели бизнеса. КПА приносит ощутимые преимущества лишь отдельным типам компаний, и до определенного момента, после чего для дальнейшего развития целесообразно перефокусироваться на расширение рыночного присутствия и вложениях в исследования и разработки.

Комбинации различных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), используемых компаниями, определяют их технологические профили — набор комплементарных активов, способных создавать конкурентные преимущества. В публикации Марии Молодчик, Юлии Найденовой, Евгении Шенкман и Егора Иванова «Отраслевые ИКТ-профили российских компаний: стратегии управления ресурсами» представлены практики применения ИКТ в российских компаниях. Выявлены устойчивые сочетания технологий, практикуемые одновременно многими отраслевыми игроками. Внедрение ИКТ-профилей значительно варьирует по отраслям, влияя на финансовые результаты. Большие перспективы для компаний открывает дополнение ИКТ-профилей решениями на базе ИИ.

Растущие цены на продукты питания и усиление конкурентного давления подталкивают игроков продовольственного сектора к внедрению инновационных стратегий. Творческая переработка (апсайклинг) позволяет превратить пищевые отходы или излишки в товарную продукцию. В работе Адриана Чордаша «Пищевые технологии в экономике замкнутого цикла» проанализированы отношение потребителей к трансформированным пищевым продуктам и потенциальные конкурентные преимущества для ритейлеров. Приводятся рекомендации по улучшению рыночного продвижения модели апсайклинга.

© iStock / Peddalanka Ramesh Babu

Микроводоросли как ключевой возобновляемый биоресурс используются для производства широкого спектра продукции, включая продукты питания, лекарства, косметику и биотопливо. Прогнозируется, что к 2030 г. глобальный объем этого рынка достигнет 2 млрд долл., что свидетельствует о важности развития биоэкономики в целом. В публикации Ирины Адарченко, Анны Курбатовой, Натальи Поротниковой, Елены Савенковой, Винода Кумара и Яны Скороходовой «Передовые разработки для биоэкономики: кейс продукции из микроводорослей» комплексно анализируются научно-технологические возможности в этой сфере, перспективы промышленного выращивания и создания производной продукции из микроводорослей. Оцениваются их коммерческий потенциал в разных регионах мира, наиболее перспективные штаммы, типы продуктов, потенциальные сферы их применения, траектории дальнейшего развития рынка.

Усиление разнообразных вызовов последних лет стало стресс-тестом для российских инновационных компаний. В статье «Преодоление внутренних и внешних барьеров для инновационного развития компаний» Валерия Власова, Ксения Бойко и Татьяна Кузнецова оценивают их адаптационный потенциал и готовность к продолжению инновационной деятельности в условиях кризиса с точки зрения ожиданий бизнес-сообщества. Приведены результаты опроса руководителей более чем 1000 организаций хайтека и сферы услуг по восьми группам факторов: рынки сбыта, конкурентная среда, материальная база, обеспеченность кадрами, доступность финансовых ресурсов, качество инфраструктуры, государственное регулирование и общественная среда. Полученные результаты расширяют представление об особенностях адаптации бизнеса к внешним ограничениям и могут служить основой для рекомендаций по мерам инновационной политики.

Одним из наиболее релевантных инструментов поиска возможностей и обновления ценных активов в усложняющемся контексте для компаний видятся внутренние предпринимательские инициативы персонала (интрапренерство). Работа Виджая Вивека и Кумара Чандрасекара «Интрапренерство как драйвер инноваций в бизнесе» вносит вклад в понимание факторов, влияющих на его развитие. Раскрывается роль таких ключевых предпосылок, как индивидуальные предпринимательские способности, стратегическое мышление, проактивное поведение, а также искусство культивирования благоприятной среды для инноваций. Авторские выводы усиливают аргументационную базу в пользу новых форматов экономического развития в дополнение к классическому предпринимательству.

Электронная версия номера находится в свободном доступе на сайте журнала, онлайн-библиотеках e-Library и Киберленинка, мобильных платформах AppStore и Google Play. Печатные версии журнала по мере их выхода можно приобрести в фирменном магазине НИУ ВШЭ «БукВышка» (ул. Мясницкая, 20), а также по подписке.