Фактчекинг: можно ли следить за россиянами через СНИЛС

Фактчекинг: можно ли следить за россиянами через СНИЛС

Фото: krd.ru

Часть россиян считает, что СНИЛС — это «ключ к цифровому концлагерю». Об этом говорится в одном из сообщений в социальных сетей. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».

СНИЛС присваивается каждому, что ведет к тотальной цифровой слежке. Это нарушает 33 статью Конституции РФ, говорится в ролике, размещенном в соцсетях. Кроме того, там подробно рассматривается вред, который наносится здоровью, в том числе ментальному, из-за цифровизации обучения.

Это не первое сообщение подобного рода. Некоторые сограждане действительно боятся цифровизации. Причем самых разных ее аспектов — это и введение цифрового рубля, и цифровизация образования, и цифровизация получения госуслуг. Так, в рамках фактчекингового проекта ранее разбирались похожие кейсы.

“Одни говорят, что это (цифровизация — Ред.) поможет контролировать ситуацию во время глобальных катаклизмов, подобных пандемии, другие заявляют, что люди попадают в «цифровой концлагерь”, — констатирует автор одной из статей.

Россиян испытывают страхи по самым разным причинами. Некоторые отказываются от СНИЛС и боятся в целом цифровизации по религиозным убеждениям. Другие опасаются, что их данные будут доступны кому-то еще. При этом, по данным, которые приводил ОПФР (Соцфонд) по Алтайскому краю, самая распространенная причина желания отказаться от СНИЛС — это наличие долгов перед банками, или задолженность по алиментам. Это региональное отделение уже вынуждено было объясняться с организованной группой людей с заявлениями об отказе от страхового номера индивидуального лицевого счета. Как отмечали в ОПФР по Алтайскому краю, заявители именовали себя не иначе как «Люди с гражданством СССР по праву рождения и никогда не меняющие своего гражданства». Они требовали удалить и аннулировать из всех баз данных идентификационный номер. Также они просили прекратить идентифицировать их с номером СНИЛС, поскольку у них «с рождения есть интеллектуальная собственность в виде имени, отчества и фамилии». При этом никто из обратившихся не готов был отказаться от пенсии. Они просили выплачивать пенсию и социальные выплаты в полном объеме.

Чтобы разобраться в проблеме, стоит обратиться к определению СНИЛС. СНИЛС — это страховой номер индивидуального лицевого счета, который присваивается каждому гражданину Социальным фондом России (СФР, ранее Пенсионный фонд России). Он состоит из 11 цифр и дается один раз в жизни. Его кто-то потерял документ или меняет фамилию, то номер СНИЛС при этом не меняется. Он нужен, чтобы иметь возможность накопить и получать пенсию или другие выплаты. Также СНИЛС используется для регистрации на Госуслугах и сайтах ведомств. С его помощью можно подавать заявления и получать электронные услуги.

Однако госуслуги можно получать и лично. Как объясняет практикующий юрист Ирина Еремина, к обсуждаемой выше проблеме статья 33 Конституции никак не применима. В этой статье речь идет о том, что россияне имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

“В органы государственной власти можно обратиться с паспортом гражданина РФ, для этого не нужен СНИЛС. Именно паспорт подтверждает личность гражданина”,  — комментирует юрист.

Роман Янковский

Похожий вопрос отказа, только от ИНН поднимается уже 25 лет, с момента его появления, в основном по религиозным причинам, отмечает Роман Янковский, заведующий Центром трансформации юридического образования факультета права НИУ ВШЭ. “Конституционный суд даже принимал определение по этому поводу. Оно было не в пользу заявителя, КС посчитал, что присвоение ИНН никак не нарушает права и свободы гражданина. Полагаю, для СНИЛС вопрос будет решаться так же”, — говорит юрист. В деле, про которое упоминает юрист, заявители утверждали, что идентификационный номер налогоплательщика содержит антирелигиозную символику и используется для сбора и хранения информации о частной жизни лица без его на то согласия. Они просили признать эти положения не соответствующими Конституции Российской Федерации, в частности, ее статьям 17 (части 1 и 2), 24 (часть 1) и 28. 

При этом в случае с попыткой оспорить необходимость заводить СНИЛС Роман Янковский также не понимает, как связана статья 33 Конституции и обязанность гражданина получать этот документ.

“Пенсионное законодательство не предусматривает порядок отказа гражданина от СНИЛСа, — разъясняет заместитель управляющего ОПФР по Алтайскому краю Алексей Хомутов. — Действия ПФР по регистрации граждан в системе индивидуального учета не противоречат действующему законодательству. Но вот отсутствие у гражданина страхового номера и удаление всех данных из базы ПФР может привести к невозможности реализации конституционных прав в полном объеме”, — резюмирует он.